Как развить внимание и память у ребенка: советы и игры для разных возрастов, общие рекомендации
Многие современные родители, последователи теории раннего развития, начинают занятия с малышом чуть ли не с рождения. Педагоги и психологи не считают такой подход неоправданным, но напоминают о необходимости учитывать возрастные особенности. Особый упор делается на становление памяти, ведь от нее зависит, как будет развиваться внимание, мышление и другие психические процессы. При выборе методики проведения занятий важно учитывать способности ребенка и то, какой вид запоминания преобладает в каждом из возрастных периодов.
Содержание:
Этапы формирования памяти
Память – психический процесс, помогающий сохранять и воспроизводить необходимую информацию. Различают несколько видов:
- По периоду сохранения информации - память кратковременная и долговременная.
- По регулированию запоминания – произвольная и непроизвольная.
- По объекту – образная (наглядная, зрительная), смысловая (слуховая), эмоциональная, двигательная.
При взрослении и развитии ребенка происходит и развитие его памяти, один вид сменяет другой, меняется их взаимодействие. Важным в процессе запоминания (особенно произвольного) является стимул, то есть то, ради чего это запоминание происходит. В большинстве случаев ставку делают на заинтересованность, именно поэтому с рождения и до старших классов главным способом подачи информации остается игра.
Развитие памяти у детей разного возраста
Внимание и память у ребенка зависят от нескольких факторов. Прежде всего, это возраст. Чем меньше малыш, тем более преобладает у него непроизвольное запоминание, с возрастом подключаются другие виды. Влияют на процесс и полученные знания, опыт, возможность соотносить пережитые события и ощущения с тем, что нужно запомнить.
Важно: Если непроизвольная память существует сама по себе, то произвольную следует развивать, иначе впоследствии возникнут проблемы с усвоением учебного материала, следовательно, с обучением.
До 3 лет
У малышей до года уже можно наблюдать развитие памяти. С 1 месяца ребенок способен узнавать людей (например, среди многих, он легко узнает маму). К 3 месяцам появляются первые предпочтения (любимые погремушки или соски), а с введением прикорма малыш по картинкам на баночках угадывает любимые пюре. Но память грудничка не отличается длительностью. Не общаясь с человеком всего несколько дней, он, скорее всего, будет воспринимать его как чужого.
В возрасте 2-3 лет ребенок хорошо запоминает небольшие стихотворения, но делает это он непроизвольно. Если песенка или стих ему понравились, прослушав пару раз, он уже сможет их воспроизвести.
Чтобы ребенок надолго запоминал информацию в этом возрасте, она должна заинтересовать его. Так как до 6-летнего возраста зрительная память преобладает над остальными видами, желательно слова подтверждать наглядно.
Развитие памяти в 2-3-летнем возрасте начинается с разговоров с малышом. От способов подачи материала, который выберут взрослые, зависит развитие внимания и памяти. Следует спрашивать ребенка обо всем, что происходило с ним: что он ел на завтрак, обед или ужин, какая погода была, когда они ходили гулять, в какие игры играли, какие книжки читали. Можно попросить перечислить имена мальчиков из группы, имена девочек. То есть вопросы должны быть связаны с непосредственными занятиями и восприятиями ребенка за день.
Читая с малышом книжки, обязательно нужно останавливаться и спрашивать по тексту: Как зовут главного героя сказки (мальчика, девочку – понятие «главный герой» может быть еще недоступно в этом возрасте)? Что мальчик сказал? Что он сделал? Можно попросить пересказать, что больше всего запомнилось.
Игры на развитие памяти для детей до 3 лет:
- «Куда спрятался?» Мама прячет предмет (яркую игрушку, мячик), ищет и находит вместе с малышом (под подушкой). Ребенок отворачивается, мама прячет игрушку в то же место, малыш сразу ее находит. Мама снова просит отвернуться и прячет предмет уже в другое место (в шкаф), снова ищут вместе. В следующий раз предмет следует спрятать под подушку. Скорее всего, ребенок станет искать там, где в последний раз видел его (в шкафу), не найдя, он обязательно заглянет туда, где находил дважды.
- «Кто как разговаривает?» В эту игру можно играть даже с еще не говорящими детьми. Разложить картинки с изображением животных. Произносить звуки, подражая зверям: «мяу» - ребенок показывает на кошку, «гав» - на собаку, «му-у» - на корову.
- «Вспомни и покажи» Разложить от 3 до 5 картинок перед ребенком. Картинки должны быть большие, яркие и интересные. Дать малышу некоторое время посмотреть на них, затем перевернуть. После этого попросить его показать, где спряталась, например, кошечка. Ребенок переворачивает картинку. А где спрятался козленок? Ребенок должен найти и перевернуть нужную картинку.
Подобных игр очень много, и детки охотно в них играют. С их помощью можно выучить цвета и названия животных, профессии и транспорт, цифры и буквы. Все это запоминается непроизвольно, но в будущем станет отличной основой для обучения.
Видео: Игровые занятия на развитие памяти для детей 1-3 лет
4-5 лет
Если до 3 лет дети сохраняют воспоминания недлительно, то к 5 годам память развивается настолько, что наиболее яркие воспоминания остаются на всю жизнь. К 5 годам ребенок буквально все впитывает в себя, стремиться все познать, задает множество вопросов. Этим следует воспользоваться и вложить как можно больше информации, выбрав правильный способ ее подачи. Особое внимание уделяется развитию образного запоминания, а также словесно-логического, что готовит к запоминанию произвольному.
Игры для развития памяти:
- «Магазин». Развивает слуховую память. Перед ребенком выкладывается «товар»: игрушки, продукты, другие предметы. Мама просит сходить в «магазин», перечисляя, что нужно «купить»: хлеб, машинку, ручку, пластилин. Малыш все названное должен запомнить и самостоятельно положить в корзину. Сначала называется 4-5 предметов, с каждым разом количество увеличивается.
- В возрасте 4-5 лет важно развивать связь между разными видами памяти. Для этого можно попросить ребенка представить, например, яблоко, любимую игрушку, подругу, друга и подробно описать их.
- «Повтори движения». Развитие двигательной памяти. Ребенок вслед за мамой должен повторить движения по порядку. Это может быть просто набор движений (присесть – подпрыгнуть – постоять на одной ноге) или же какой-то простой танец.
Двигательная память хорошо развивается, когда ребенок помогает маме, например, накрывать на стол. Малышу нужно проговорить порядок, в котором происходит сервировка, затем он повторяет ее: расставить тарелки, разложить ложки, отнести хлеб, раздать салфетки.
6-7 лет
В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению информации у детей. И хотя память все еще носит в основном непроизвольный характер, уже можно учить с ребятами те стихотворения, прозаические отрывки, роли в спектаклях, которые необходимы для конкретной цели и ситуации.
Если ребенок в 6 лет уже читает сам, нужно поощрять его к самостоятельному прочтению книг. При этом он должен не просто читать, но и запоминать, уметь пересказать и объяснить прочитанное. Выбирать следует не только сказки, а познавательные рассказы В. Осеевой, В. Драгунского и другие. Они небольшие по объему и легко запоминаются.
Важно учить с ребенком стихотворения. Это уже не простые четверостишия Барто, а, например, детская поэзия Н. Некрасова, Ф. Тютчева, А. Толстого.
Не следует исключать и игру:
- «Зоопарк». Начинается со слов: «Сегодня я был в зоопарке и видел там слона (любое другое животное)». Мама продолжает: «Сегодня я была в зоопарке и видела там слона и жирафа». Папа повторяет предыдущих животных, добавляя своего. Ребенок повторяет животных в том же порядке, в котором называли игроки, говорит нового. Ход переходит к первому игроку, который также повторяет все с начала, прибавляя своего зверя.
- «Запомни слова». Мама громко и четко произносит слова в определенном порядке (от 8 до 12), затем просит ребенка произнести все, что он смог запомнить. При этом порядок не столь важен. Считается отличным результатом, если малыш назовет все слова или не назовет только 2. Если же ребенок запомнил только треть, то над вниманием и памятью стоит поработать.
Для дошкольников важным является развитие кратковременной и долговременной произвольной памяти. Дети в этом возрасте уже могут длительно хранить информацию, воспроизводя ее по просьбе воспитателей или родителей. Активно развивается логическое мышление, поэтому игры сочетают в себе все виды памяти. Ребенок уже не просто помнит, он выстраивает логические связи, соотносит события и явления.
7-10 лет
К школе память ребенка должна уже быть развита в достаточной степени, ведь теперь объем информации значительно возрастет. При этом, делая с ребенком домашнее задание, не следует заставлять его заучивать материал. Лучше попытаться проводить аналогии, соотносить с известными темами, проводить логические цепочки, чтобы ребенок понимал то, что он пытается запомнить.
Игры для младших школьников:
- «Дай списать». Игра проводится с другими детьми или родителями. На стену крепится лист с текстом. На стол перед детьми кладутся чистые листы с ручками. Нужно за определенное время переписать текст. Для этого разрешено подходить к стене, запоминать по несколько слов или предложений, возвращаться и записывать их по памяти. Выиграет тот, у кого будет написано больше и как можно ближе к первоисточнику. Желательно не допускать ошибок.
- «Угадай предмет». Развивает тактильную память. Ребенку завязывают глаза и дают в руки какой-то предмет (игрушку, вязаную вещь, посуду и прочее). Ребенок на ощупь должен его узнать. Можно усложнить задачу и попросить рассказать, где в доме эта вещь стояла или лежала, какие воспоминания с ней связаны.
- «Головоноги». Карточная игра, направленная на развитие произвольной памяти. Игру можно купить, можно сделать самим. На корточках изображены существа, у которых есть только голова и ноги. В колоде по несколько одинаковых существ (по 4-5). Карты раскладываются рубашками вверх. Первый игрок открывает карточку и дает имя своему головоногу, второй игрок открывает другую карточку и называет своего героя. Так продолжается, пока кто-то не откроет головонога, которому уже дали имя. Первый, кто вспомнит, выкрикивает его и забирает себе открытые карточки. Игра продолжается, пока не останется карт, лежащих рубашками вверх. Побеждает игрок, который возьмет себе больше всех головоногов.
- «Мемо». Эта игра в упрощенном своем варианте уже встречалась, когда ребенок угадывал две одинаковые картинки, только карточек там было немного. Теперь же задача усложняется, и перед игроком уже от 40 до 80 карточек в зависимости от возраста и подготовки. Смысл игры остается прежним: нужно запомнить как можно больше одинаковых картинок за короткое время, перевернуть карточки и попытаться найти по паре одинаковых. В игре можно использовать сказочных персонажей и героев прочитанных рассказов, географические объекты, цветы, животных и прочее. Так происходит не только развитие памяти, но и расширение кругозора.
Родителям вместе с детьми следует собирать пазлы, мозаику, разгадывать ребусы и кроссворды, загадки, играть в аналогии и другие интересные, познавательные игры.
10-14 лет
Требования к школьникам среднего звена достаточно высоки, объем информации, которую им следует запомнить, велик, поэтому необходимо продолжать развивать память. Поощряется самостоятельное обучение и запоминание, так как навыков и различных методик в их распоряжение предоставлено немало. В то же время родители не должны пускать обучение на самотек, и пусть не каждый день, но стоит просить пересказать часть текста или выученное стихотворение, повторить формулу или назвать даты по истории.
Отлично развивает память заучивание наизусть прозы. Это позволяет также обогатить словарный запас.
Важно уделить несколько минут в день, чтобы поиграть на внимательность. Если раньше предпочтительнее было детям играть с ровесниками, то теперь подростки хотят обыграть родителей, поэтому такое времяпрепровождение станет не только обучающим, но и сблизит взрослых со своими детьми.
Игры на развитие памяти:
- «Повтори узор». Разложить на столе спички в виде узора (снежинки, дерева, домика). Ребенок смотрит 5-10 секунд, затем отворачивается. Родитель собирает спички в кучку и просит ребенка повторить узор по памяти.
- «Исправь ошибки». Прочитать небольшой текст, затем прочитать текст еще раз, заменяя некоторые слова синонимами или близкими по смыслу, можно некоторые слова вовсе пропустить. Ребенок должен заметить и исправить неточности.
Не стоит пренебрегать техническим прогрессом и строго запрещать детям брать в руки планшет для игр. Существует множество развивающих игрушек, которые с ребенком можно освоить вместе. Они не только тренируют память и внимание, но и способствуют, например, развитию скорочтения, аналитических способностей и других навыков. Это таблицы Шульте (поиск на время разбросанных в хаотичном порядке цифр, букв русского или иностранного алфавита и т. д.), анаграммы, поиск новых картинок среди имеющихся (игра «Супер память»), сравнение двух предметов и многое другое.
Важно: Изначально делается упор, что компьютер – это техника для учебы или работы, поэтому следует сразу оговорить с ребенком режим игрового времени и то, какие именно игры могут быть установлены на устройстве.
От 14 лет
Это уже полностью сформировавшиеся личности. Смысловая память приобретает логический характер и имеет тесную взаимосвязь с мышлением. Запоминание абстрактного материала становится более доступным, улучшается словесная и образная память, ее продуктивность, возрастает скорость и объем запоминаемого. А вот произвольная, или механическая, память замедляется, то есть «зубрить» материал без его понимания становится трудно. Именно с этим связано то явление, что подростки и их родители часто жалуются на плохую память.
Меняется взаимодействие мышления и памяти, теперь мышление подростка определят, насколько хорошо будет усвоен материал. То есть для лучшего запоминания ребенок должен установить логические связи, понять, осознать, только тогда он сможет воспроизвести тему.
Для лучшего запоминания и усвоения на данном этапе школьнику советуют не просто читать и заучивать текст, а рисовать схемы, писать тезисы, составлять планы, которые помогут потом воспроизвести тему. Если необходимо выучить какие-либо даты, на первых порах можно прибегать к небольшим хитростям:
- Соотнести даты с личными событиями. 21 марта 1917 год – арест семьи Романовых. 21 марта – день рождения брата, 1917 – революция.
- Метод ассоциаций. Годы жизни М. Ю. Лермонтова – 1814-1841, нужно поменять местами последние 2 цифры.
- Написать наиболее трудно запоминающиеся даты на стикерах и расклеить по комнате.
- Утром и вечером повторять цифры, можно записать на диктофон и слушать перед сном.
- Не пытаться запомнить все сразу перед экзаменом, а начать хотя бы за полгода и добавлять каждый день по одной дате.
То же можно проделать и с формулами, со словами-исключениями по русскому языку, неправильными глаголами в английском. Преподносить материал и повторять его дома можно в форме экскурсий, мультфильмов, презентаций, используя другие интересные формы.
Видео: Метод ассоциаций для быстрого запоминания дат и событий
Как укрепить память ребенка
Психологи утверждают, что в большинстве своем дети обладают хорошей памятью, развить же ее – задача взрослых. Если родители стали замечать, что ребенок плохо запоминает информацию, следует разобраться в причинах:
- Нет интереса к запоминанию или отсутствуют способности сохранять информацию. Развивать память у ребенка следует, используя приемы и методы, индивидуальные для каждого возраста.
- Заболевания, связанные с перенесенными стрессовыми ситуациями (переезд, развод или смерть близкого человека), недосыпанием и переутомлением, серьезным умственным перенапряжением.
- Гипоксия мозга из-за нарушения мозгового кровообращения. Это бывает связано не только с серьезными заболеваниями, но и с неправильным или неполноценным питанием, анемией, авитаминозом, отсутствием прогулок на свежем воздухе.
Если существуют значительные проблемы с концентрацией внимания, ребенок не запоминает даже недавно произошедшие события, следует как можно раньше показать его врачу (психологу, неврологу). Проведя определенные тесты, врач даст заключение и рекомендации родителям. Возможно, понадобится прием витаминных препаратов или медикаментозное лечение.