0Комментарии
Развитие речи у детей дошкольного возраста
Ребенок появляется на свет, не умеющим говорить. Процесс общения малыша с окружающими его взрослыми людьми имеет решающее значение для его психического развития. В процессе развития ребенок осваивает язык, на котором говорят окружающие его люди, учится пользоваться устной и письменной речью. Процесс осваивания речи является сложным для малыша, поскольку ему в течение нескольких лет необходимо усвоить огромное богатство языка, которое создавалось народом тысячелетиями.
Развитие речи проходит в несколько этапов, которые существенно отличаются друг от друга. Первый год жизни ребенка характеризуется подготовкой к овладению родным языком. У новорожденных проявляются голосовые реакции в виде крика, хныканья на состояния боли, голода, утомления. Такого рода реакции пока даже не напоминают звуков речи человека. Однако крик помогает ребенку упражнять свой голосовой аппарат, что очень важно для последующего развития речи.
В три недели своей жизни ребенок начинает прислушиваться к различным звукам. Например, ребенок замолкает при звуке хлопанья в ладоши или громкого голоса взрослого. Значительно позже, в 2-3 месяца ребенок начинает понимать связь между звуками голоса человека и присутствием взрослого. На звуки голоса взрослого ребенок начинает искать глазами того, кто говорит, и поворачивать в его сторону голову. Таким образом, происходит закладка основ речевого общения ребёнка с окружающими людьми. Взрослая речь сказывается на издаваемых трехмесячным малышом звуках и проявляется в детском лепете. То есть ребенок начинает подражать речи взрослого, воспроизводить какие-либо звуки с определенной интонацией и ритмом. Лепет малыша сочетает в себе гласные и согласные буквы, образуя тем самым слоги, например, «ба-ба-ба» или «тя-тя-тя», которые со временем синтезируются в слова и предложения.
Со второго полугодия жизни у ребенка возникает способность связывать определённые звукосочетания с получаемыми впечатлениями или действиями. Например, ребенок начинает поворачивать голову в сторону часов при звуке «тик-так», или, слыша «иди ко мне», он протягивает ручки к говорящему и пытается встать. Появление таких временных связей у ребенка является началом овладения им словами родного языка.
Впервые осмысленные слова ребенок начинает произносить в конце первого и начале второго года жизни. Конечно на первом этапе это названия и имена родных ему людей (мама, папа, баба, няня), а затем названия домашних предметов и простых действий. В результате этого ребёнок начинает понимать связь между словесными сигналами и предметами и действиями.
Перед тем, как ребенок самостоятельно начинает активно проговаривать слова, он отлично понимает речь других людей. Например, многие дети в возрасте одного года могут сказать лишь два-три слова, но при этом понимают более десятка слов. Начало второго года жизни ребенка связано с усложнением и обогащением его деятельности (самостоятельное перемещение, захватывание руками предметов и т.п.), что ведет к возникновению новых потребностей, которые уже невозможно выразить с помощью крика. Ребенку, чтобы его поняли, необходимо выражать свои мысли с помощью общения с взрослыми. Именно практическая необходимость заставляет ребенка активно усваивать новые слова и обогащать свой словарь. Но все же речь двухлетнего ребенка еще несовершенна. В большинстве случаев речь не четкая, множество звуков либо не произносится, либо произносятся неправильно. Для детей такого возраста характерно небольшое количество прилагательных, глаголов, наречий. Кроме того, новое слово, которое малыш выучил недавно, он заменяет привычным для него высказыванием («Там лежит»; «Вот какой» и т.п.). В большинстве случаев отсутствует грамматическая связь между словами, нет предлогов и союзов. Тем не менее, словарный запас двухлетнего ребенка уже насчитывает 200-300 слов, ребенок начинает применять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также существительные во множественном числе. Наблюдается применения сложных предложений, оформляется вопросительное предложение в интонационном плане. В качестве развития речи с ребенком необходимо решать специальные речевые, языковые задачи продолжительностью не более 15 минут. Такое занятие должно включать игровые приемы и паузу.
Воспитание звуковой культуры речи.
На третьем году жизни у ребенка огромного внимания требует звуковая сторона его речи, поскольку она влияет на дальнейшее развитие навыков произношения. Необходимо внимательно оценить звуковое произношение ребенка, выявить трудности, которые он с ним испытывает. Поэтому в этот период особое внимание стоит уделять речи ребенка, которая должна быть внятной, неторопливой и в достаточной степени громкой. Нужно обращать внимание ребенка на четкость произносимых им звуков, слов и фраз. В случаях, если ребенок делает что-то неверно не стоит делать ему замечания. В данном случае лучше похвалить ребенка и попросить повторить еще раз громче и не торопясь (показать самим как надо).
Для данного этапа развития необходимы упражнения для речевого дыхания ребенка, которые можно проводить на занятиях речевой гимнастикой. Все упражнения проводятся в игровой форме. Например, можно предложить ребенку подуть на комочки ваты, при этом необходимо следить, чтобы ребенок делал относительно плавный и продолжительный выдох через рот. Более сложным упражнением является произношение ребенком на одном выдохе звукоподражаний: ууу, би-би, и-го-го, а-ууу.
Третий год жизни ребенка характеризуется умением произносить трудных для него звуков - свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, х, ч, щ), сонорных (л, р), однако нередко в составе слов данные звуки он произносит неправильно. Кроме того, произношение ранее усвоенных звуков также не отличается устойчивостью. Поэтому правильность произношения звуков необходимо формировать у ребенка на звуках в составе слога, слова. В качестве упражнений необходимо использовать различные по сложности звукоподражания - из одного продолжительного звука: ааа, ууу, ооо, иии; из одинаковых слогов: а-а-а, у-у-у, о-о-о, би-би, бе-бе, бай-бай, пи-пи, му-му, ме-ме, мяу-мяу, но-но, ду-ду-ду, тук-тук, топ-топ, кис-кис, ква-ква; из разных слогов: а-у, у-а, и-го-го, тик-так, кудах-тах-тах.
Применяя игровые приемы необходимо обращать внимание ребенка на звучания звукоподражаний при произнесении их с разной громкостью, в разном темпе, с разной высотой голоса. Обращая внимание на различия в звучании звукоподражаний, ребенок не только будет четко артикулировать звуки, но и воспроизводить соответствующую интонацию, ритмический рисунок речи. Формирование у ребенка внимания к звуковой стороне речи играет огромную роль в овладении им правильным произношением и интонационной выразительностью, то есть тесно связано с лексикой и грамматикой и их усвоением.
Увеличение словарного запаса.
Словарный запас ребенка интенсивно увеличивается при речевой деятельности и ознакомлении с окружающим миром. Словарный запас может быть активным и пассивным. Активный запас слов включает используемые в устной речи и письме слова, а пассивный - слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не применяет в речи или письме. Как правило, пассивный запас слов превышает активный в несколько раз.
Речевые занятия должны быть направлены на развитие у ребенка навыков обобщения с помощью слова. У двухлетнего ребенка пока еще не совсем развита способность к обобщению. Для закрепления ребенком какого-либо нового слова в активном словаре и установлению связи между словом и обозначаемым объектом важное значение имеют условия предъявления предмета (мяч - игрушка и мяч - предметная картинка), применение одинаковых предметов, различных по цветовой гамме и величине (мяч синий и мяч красный, мяч большой и мяч маленький), добавление слова в речевые контексты (мяч лежит на коврике, мальчик держит мяч). Вопросы являются эффективным приемом, который помогает активизировать пассивный словарь, при этом они должны быть так поставлены, чтобы ребенок при ответе на них использовал различные части речи. Вопросы о предметах должны быть как простыми «Кто или Что это?» (собака, стул), так и сложными «Кто бежит?» (кошка). Ответить на такие вопросы как, например, «Что делает?» при рассматривании картинки, на которой отображено состояние, для малыша представляет большую сложность. Поэтому в таких случаях ребенку необходимо предложить изобразить действие, после чего обозначить его словом и снова задать вопрос: «Покажите, как мама гладит утюгом» «Вот так - гладит» «Что делает мама?». Так ребенок по заданию изображает различные действия, которые обозначаются одним словом (моет тарелку, руки - мыть, вытирает руки, лицо - вытирать и т.д.) или же различные действия с одним предметом, которые обозначаются разными словами (берут чашку - брать, пьют из чашки - пить, ставят чашку - ставить и пр.). Вопросы такого типа, как «какой? какая?» также вызывают затруднения у ребенка, но они играют важную роль в обогащении его сенсорного опыта, поэтому задавать такие вопросы просто необходимо.
Названия качеств предметов достаточно эффективно закрепляются в активном словаре ребенка при использовании сравнения предметов, обладающих разными признаками («Этот мячик какой?» (большой), «А этот какой?» (маленький)). Сложность для ребенка также представляют задания на одновременное различение предметов по цвету и величине.
При затруднениях ребенка ответить на вопрос, его можно повторить в другой форме, исключив вопросительное слово (« Бумагу режут ножницами?»), а затем снова задать тот же («Чем режут бумагу?»). Чтобы ребенок достаточно легко вспоминал то или иное слово можно задавать ему облегчающие припоминание вопросы, в которых содержится ответ «Кошка стоит или сидит? Мячик красный или желтый?». Далее можно усложнить вопросы, для того чтобы ребенок не просто вспоминал нужное слово, но выделял признак или явление, которое оно обозначает («Что делает кошка?», «Какой мячик?»).
Для развития словарного запаса ребенка важно иметь под рукой тематические наборы картинок и игрушки разной величины, разного цвета и материала. Для упражнений вначале применяются слова, которые обозначают предметы посуды, одежды, мебели и действия с ними в жизни, а затем признаки предметов, животных и их детенышей, овощи, фрукты, растения, трудовые действия.
Формирование грамматического построения речи.
Грамматическое построение речи и ее овладение имеют большое значение для ребенка, поскольку без этого он не сможет понимать окружающих и выражать свои мысли. Формирование построения речи у ребенка связано с освоением им навыков предметной и игровой деятельности, звуковой стороной речи, обогащением и активизацией словаря. К двум годам ребенок не только активно подражает речи взрослого, но и осваивает многие грамматические формы. Часто допускаемые им грамматические ошибки в речи показывают самостоятельность в построении высказываний.
К 2,5-3 годам ребенок начинает употреблять существительные во множественном числе. Близкие по звучанию слова в форме единственного и множественного числа (ложка - ложки) ребенок различает благодаря совершенствованию фонематического слуха и развитию представлений о совокупности предметов. С целью обобщения и систематизации уже усвоенного ребенку можно предложить такое задание: сказать, что к мишке придут в гости зайка и белочка, поэтому нужно подготовить все к их приходу, посоветовать, что поставить на стол для чая. Ребенок должен назвать чашки, тарелки, ложки, которые вы кладете на стол. Затем приходят гости - зайка с воздушными шарами, белочка с корзинкой грибов. Вы задаете вопрос: «Что принесли гости?». Для таких заданий важно применять слова-существительные, которые преобразуются во множественное число одинаковым способом (гриб - грибы, шар - шары).
Согласование прилагательного с существительным и глагола в прошедшем времени с существительным возможно при умении ориентироваться в словосочетаниях на окончания слов (прилагательное + существительное, существительное + глагол). В этом случае хорошим помощником будет дидактическая игра «Магазин», условием которой является ответ на вопрос, прежде чем приобрести тот или иной товар («Какой мишка?» (маленький), «Какая шапка?» (желтая)).
Согласование глагола в прошедшем времени с существительным ребенок может освоить с помощью дидактической игры «Теремок», где при приходе разных животных, дверь открывается лишь тогда, когда ребенок правильно отвечает на вопрос «Кто пришел в теремок?» (кошка пришла, собака пришла, еж пришел, петушок пришел и т. п.).
Осваивать предлоги ребенок также начинает на третьем году жизни. Для этого с ребенком можно провести следующие упражнения на употребление предлогов: на «Куда прыгнул солнечный зайчик?» (на шкаф, на окно)», «Где сидит солнечный зайчик?» (на окне, на шкафу); под «Где (куда) спряталась земляничка?» (под листочком (под листочек), «Куда я положила мячик?» (Под шкаф, под кровать). Формировать у ребенка использование предлогов можно так же с помощью игры «Где что лежит?» (на столе, на полу, в ящике, в шкафу, под кроватью, под столом и т.д.). Следует учить детей передавать цель высказывания с помощью интонации (вопрос, побуждение, повествование), для этого можно попросить ребенка произнести одну и ту же фразу с разной интонацией.
Очень важно развивать у ребенка навыки речевого общения. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть диалогической, а со временем и монологической видами устной речи. Ребенка следует учить наблюдать, рассматривать, выделять в предметах и явлениях главное, устанавливать связь между ними, обозначать их словом. Ребенок этого возраста владеет простой формой диалогической речи — ответы на вопросы, которая является подготовкой к развитию навыков связного высказывания. В этом возрасте дети очень хорошо воспринимают рассказывание, чем чтение. Поэтому ребенка со временем можно вовлекать в рассказывание, например, сказок, при этом показывая соответствующие иллюстрации для облегчения процесса.), а затем короткие рассказы. Рассматривать иллюстрации к произведению рекомендуется до или после чтения (рассказывания). Очень важно поощрять высказывания детей, объяснять снова в случае, если ребенок что-то не понял, уточнять детали и особенно важно относиться к вопросам, поскольку они говорят об установлении диалога, который ведет к овладению ребенком связной речи, указывают на развитие навыков активного общения.
Кроме того, важно чтобы речь окружающих ребенка людей правильно произносилась, была грамматически правильно оформлена, выразительна и содержательна. Стоит избегать упрощенных слов, а при употреблении их ребенком – поправлять его.
Уровень общения ребенка с окружающими прямо зависит от воспитательного воздействия. Развитию речевого общения ребенка со сверстниками способствуют совместные игры. Также важно уделять внимание активизации речи детей в самостоятельных играх, что будет способствовать быстрому налаживанию речевого общения, а игровой процесс обогащаться новым содержанием. Дети осваивают умения договариваться друг с другом.
Во всех видах деятельности у детей накапливается опыт действий с предметами, различные умения. Этот опыт реализуется и закрепляется в общении. Постепенно речевое общение входит в жизнь ребенка, изменяя его поведение, влияя на познавательные процессы.
Художественная литература.
Очень важно в процессе развития малыша знакомить его с литературными произведениями, учить рассматривать иллюстрации в книге, отвечать на вопросы, связанные с ее содержанием. В результате у ребенка развивается интерес, а затем и любовь к слушанию доступных его пониманию литературных произведений. Развитие навыка слушания способствует формированию у ребенка умения следить за развитием событий в сказке, небольшом рассказе, а затем за появлением других персонажей в произведениях с большим количеством действующих лиц, за их отношениями и т.д. Эмоциональный отклик ребенка на какое-либо художественное произведение говорит о его полном восприятии этого произведения.
Знакомя ребенка с народными сказками, следует учитывать тот факт, что некоторые из них написаны в нескольких вариантах. Поэтому детям возраста 2-3 лет следует подбирать для знакомства вариант сказки со счастливым концом. Художественно-речевое обучение можно проводить в игровой форме, при этом важное место должно отводиться иллюстрациям, картинкам, игрушкам.
Развитие речи проходит в несколько этапов, которые существенно отличаются друг от друга. Первый год жизни ребенка характеризуется подготовкой к овладению родным языком. У новорожденных проявляются голосовые реакции в виде крика, хныканья на состояния боли, голода, утомления. Такого рода реакции пока даже не напоминают звуков речи человека. Однако крик помогает ребенку упражнять свой голосовой аппарат, что очень важно для последующего развития речи.
В три недели своей жизни ребенок начинает прислушиваться к различным звукам. Например, ребенок замолкает при звуке хлопанья в ладоши или громкого голоса взрослого. Значительно позже, в 2-3 месяца ребенок начинает понимать связь между звуками голоса человека и присутствием взрослого. На звуки голоса взрослого ребенок начинает искать глазами того, кто говорит, и поворачивать в его сторону голову. Таким образом, происходит закладка основ речевого общения ребёнка с окружающими людьми. Взрослая речь сказывается на издаваемых трехмесячным малышом звуках и проявляется в детском лепете. То есть ребенок начинает подражать речи взрослого, воспроизводить какие-либо звуки с определенной интонацией и ритмом. Лепет малыша сочетает в себе гласные и согласные буквы, образуя тем самым слоги, например, «ба-ба-ба» или «тя-тя-тя», которые со временем синтезируются в слова и предложения.
Со второго полугодия жизни у ребенка возникает способность связывать определённые звукосочетания с получаемыми впечатлениями или действиями. Например, ребенок начинает поворачивать голову в сторону часов при звуке «тик-так», или, слыша «иди ко мне», он протягивает ручки к говорящему и пытается встать. Появление таких временных связей у ребенка является началом овладения им словами родного языка.
Впервые осмысленные слова ребенок начинает произносить в конце первого и начале второго года жизни. Конечно на первом этапе это названия и имена родных ему людей (мама, папа, баба, няня), а затем названия домашних предметов и простых действий. В результате этого ребёнок начинает понимать связь между словесными сигналами и предметами и действиями.
Перед тем, как ребенок самостоятельно начинает активно проговаривать слова, он отлично понимает речь других людей. Например, многие дети в возрасте одного года могут сказать лишь два-три слова, но при этом понимают более десятка слов. Начало второго года жизни ребенка связано с усложнением и обогащением его деятельности (самостоятельное перемещение, захватывание руками предметов и т.п.), что ведет к возникновению новых потребностей, которые уже невозможно выразить с помощью крика. Ребенку, чтобы его поняли, необходимо выражать свои мысли с помощью общения с взрослыми. Именно практическая необходимость заставляет ребенка активно усваивать новые слова и обогащать свой словарь. Но все же речь двухлетнего ребенка еще несовершенна. В большинстве случаев речь не четкая, множество звуков либо не произносится, либо произносятся неправильно. Для детей такого возраста характерно небольшое количество прилагательных, глаголов, наречий. Кроме того, новое слово, которое малыш выучил недавно, он заменяет привычным для него высказыванием («Там лежит»; «Вот какой» и т.п.). В большинстве случаев отсутствует грамматическая связь между словами, нет предлогов и союзов. Тем не менее, словарный запас двухлетнего ребенка уже насчитывает 200-300 слов, ребенок начинает применять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также существительные во множественном числе. Наблюдается применения сложных предложений, оформляется вопросительное предложение в интонационном плане. В качестве развития речи с ребенком необходимо решать специальные речевые, языковые задачи продолжительностью не более 15 минут. Такое занятие должно включать игровые приемы и паузу.
Воспитание звуковой культуры речи.
На третьем году жизни у ребенка огромного внимания требует звуковая сторона его речи, поскольку она влияет на дальнейшее развитие навыков произношения. Необходимо внимательно оценить звуковое произношение ребенка, выявить трудности, которые он с ним испытывает. Поэтому в этот период особое внимание стоит уделять речи ребенка, которая должна быть внятной, неторопливой и в достаточной степени громкой. Нужно обращать внимание ребенка на четкость произносимых им звуков, слов и фраз. В случаях, если ребенок делает что-то неверно не стоит делать ему замечания. В данном случае лучше похвалить ребенка и попросить повторить еще раз громче и не торопясь (показать самим как надо).
Для данного этапа развития необходимы упражнения для речевого дыхания ребенка, которые можно проводить на занятиях речевой гимнастикой. Все упражнения проводятся в игровой форме. Например, можно предложить ребенку подуть на комочки ваты, при этом необходимо следить, чтобы ребенок делал относительно плавный и продолжительный выдох через рот. Более сложным упражнением является произношение ребенком на одном выдохе звукоподражаний: ууу, би-би, и-го-го, а-ууу.
Третий год жизни ребенка характеризуется умением произносить трудных для него звуков - свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, х, ч, щ), сонорных (л, р), однако нередко в составе слов данные звуки он произносит неправильно. Кроме того, произношение ранее усвоенных звуков также не отличается устойчивостью. Поэтому правильность произношения звуков необходимо формировать у ребенка на звуках в составе слога, слова. В качестве упражнений необходимо использовать различные по сложности звукоподражания - из одного продолжительного звука: ааа, ууу, ооо, иии; из одинаковых слогов: а-а-а, у-у-у, о-о-о, би-би, бе-бе, бай-бай, пи-пи, му-му, ме-ме, мяу-мяу, но-но, ду-ду-ду, тук-тук, топ-топ, кис-кис, ква-ква; из разных слогов: а-у, у-а, и-го-го, тик-так, кудах-тах-тах.
Применяя игровые приемы необходимо обращать внимание ребенка на звучания звукоподражаний при произнесении их с разной громкостью, в разном темпе, с разной высотой голоса. Обращая внимание на различия в звучании звукоподражаний, ребенок не только будет четко артикулировать звуки, но и воспроизводить соответствующую интонацию, ритмический рисунок речи. Формирование у ребенка внимания к звуковой стороне речи играет огромную роль в овладении им правильным произношением и интонационной выразительностью, то есть тесно связано с лексикой и грамматикой и их усвоением.
Увеличение словарного запаса.
Словарный запас ребенка интенсивно увеличивается при речевой деятельности и ознакомлении с окружающим миром. Словарный запас может быть активным и пассивным. Активный запас слов включает используемые в устной речи и письме слова, а пассивный - слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не применяет в речи или письме. Как правило, пассивный запас слов превышает активный в несколько раз.
Речевые занятия должны быть направлены на развитие у ребенка навыков обобщения с помощью слова. У двухлетнего ребенка пока еще не совсем развита способность к обобщению. Для закрепления ребенком какого-либо нового слова в активном словаре и установлению связи между словом и обозначаемым объектом важное значение имеют условия предъявления предмета (мяч - игрушка и мяч - предметная картинка), применение одинаковых предметов, различных по цветовой гамме и величине (мяч синий и мяч красный, мяч большой и мяч маленький), добавление слова в речевые контексты (мяч лежит на коврике, мальчик держит мяч). Вопросы являются эффективным приемом, который помогает активизировать пассивный словарь, при этом они должны быть так поставлены, чтобы ребенок при ответе на них использовал различные части речи. Вопросы о предметах должны быть как простыми «Кто или Что это?» (собака, стул), так и сложными «Кто бежит?» (кошка). Ответить на такие вопросы как, например, «Что делает?» при рассматривании картинки, на которой отображено состояние, для малыша представляет большую сложность. Поэтому в таких случаях ребенку необходимо предложить изобразить действие, после чего обозначить его словом и снова задать вопрос: «Покажите, как мама гладит утюгом» «Вот так - гладит» «Что делает мама?». Так ребенок по заданию изображает различные действия, которые обозначаются одним словом (моет тарелку, руки - мыть, вытирает руки, лицо - вытирать и т.д.) или же различные действия с одним предметом, которые обозначаются разными словами (берут чашку - брать, пьют из чашки - пить, ставят чашку - ставить и пр.). Вопросы такого типа, как «какой? какая?» также вызывают затруднения у ребенка, но они играют важную роль в обогащении его сенсорного опыта, поэтому задавать такие вопросы просто необходимо.
Названия качеств предметов достаточно эффективно закрепляются в активном словаре ребенка при использовании сравнения предметов, обладающих разными признаками («Этот мячик какой?» (большой), «А этот какой?» (маленький)). Сложность для ребенка также представляют задания на одновременное различение предметов по цвету и величине.
При затруднениях ребенка ответить на вопрос, его можно повторить в другой форме, исключив вопросительное слово (« Бумагу режут ножницами?»), а затем снова задать тот же («Чем режут бумагу?»). Чтобы ребенок достаточно легко вспоминал то или иное слово можно задавать ему облегчающие припоминание вопросы, в которых содержится ответ «Кошка стоит или сидит? Мячик красный или желтый?». Далее можно усложнить вопросы, для того чтобы ребенок не просто вспоминал нужное слово, но выделял признак или явление, которое оно обозначает («Что делает кошка?», «Какой мячик?»).
Для развития словарного запаса ребенка важно иметь под рукой тематические наборы картинок и игрушки разной величины, разного цвета и материала. Для упражнений вначале применяются слова, которые обозначают предметы посуды, одежды, мебели и действия с ними в жизни, а затем признаки предметов, животных и их детенышей, овощи, фрукты, растения, трудовые действия.
Формирование грамматического построения речи.
Грамматическое построение речи и ее овладение имеют большое значение для ребенка, поскольку без этого он не сможет понимать окружающих и выражать свои мысли. Формирование построения речи у ребенка связано с освоением им навыков предметной и игровой деятельности, звуковой стороной речи, обогащением и активизацией словаря. К двум годам ребенок не только активно подражает речи взрослого, но и осваивает многие грамматические формы. Часто допускаемые им грамматические ошибки в речи показывают самостоятельность в построении высказываний.
К 2,5-3 годам ребенок начинает употреблять существительные во множественном числе. Близкие по звучанию слова в форме единственного и множественного числа (ложка - ложки) ребенок различает благодаря совершенствованию фонематического слуха и развитию представлений о совокупности предметов. С целью обобщения и систематизации уже усвоенного ребенку можно предложить такое задание: сказать, что к мишке придут в гости зайка и белочка, поэтому нужно подготовить все к их приходу, посоветовать, что поставить на стол для чая. Ребенок должен назвать чашки, тарелки, ложки, которые вы кладете на стол. Затем приходят гости - зайка с воздушными шарами, белочка с корзинкой грибов. Вы задаете вопрос: «Что принесли гости?». Для таких заданий важно применять слова-существительные, которые преобразуются во множественное число одинаковым способом (гриб - грибы, шар - шары).
Согласование прилагательного с существительным и глагола в прошедшем времени с существительным возможно при умении ориентироваться в словосочетаниях на окончания слов (прилагательное + существительное, существительное + глагол). В этом случае хорошим помощником будет дидактическая игра «Магазин», условием которой является ответ на вопрос, прежде чем приобрести тот или иной товар («Какой мишка?» (маленький), «Какая шапка?» (желтая)).
Согласование глагола в прошедшем времени с существительным ребенок может освоить с помощью дидактической игры «Теремок», где при приходе разных животных, дверь открывается лишь тогда, когда ребенок правильно отвечает на вопрос «Кто пришел в теремок?» (кошка пришла, собака пришла, еж пришел, петушок пришел и т. п.).
Осваивать предлоги ребенок также начинает на третьем году жизни. Для этого с ребенком можно провести следующие упражнения на употребление предлогов: на «Куда прыгнул солнечный зайчик?» (на шкаф, на окно)», «Где сидит солнечный зайчик?» (на окне, на шкафу); под «Где (куда) спряталась земляничка?» (под листочком (под листочек), «Куда я положила мячик?» (Под шкаф, под кровать). Формировать у ребенка использование предлогов можно так же с помощью игры «Где что лежит?» (на столе, на полу, в ящике, в шкафу, под кроватью, под столом и т.д.). Следует учить детей передавать цель высказывания с помощью интонации (вопрос, побуждение, повествование), для этого можно попросить ребенка произнести одну и ту же фразу с разной интонацией.
Очень важно развивать у ребенка навыки речевого общения. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть диалогической, а со временем и монологической видами устной речи. Ребенка следует учить наблюдать, рассматривать, выделять в предметах и явлениях главное, устанавливать связь между ними, обозначать их словом. Ребенок этого возраста владеет простой формой диалогической речи — ответы на вопросы, которая является подготовкой к развитию навыков связного высказывания. В этом возрасте дети очень хорошо воспринимают рассказывание, чем чтение. Поэтому ребенка со временем можно вовлекать в рассказывание, например, сказок, при этом показывая соответствующие иллюстрации для облегчения процесса.), а затем короткие рассказы. Рассматривать иллюстрации к произведению рекомендуется до или после чтения (рассказывания). Очень важно поощрять высказывания детей, объяснять снова в случае, если ребенок что-то не понял, уточнять детали и особенно важно относиться к вопросам, поскольку они говорят об установлении диалога, который ведет к овладению ребенком связной речи, указывают на развитие навыков активного общения.
Кроме того, важно чтобы речь окружающих ребенка людей правильно произносилась, была грамматически правильно оформлена, выразительна и содержательна. Стоит избегать упрощенных слов, а при употреблении их ребенком – поправлять его.
Уровень общения ребенка с окружающими прямо зависит от воспитательного воздействия. Развитию речевого общения ребенка со сверстниками способствуют совместные игры. Также важно уделять внимание активизации речи детей в самостоятельных играх, что будет способствовать быстрому налаживанию речевого общения, а игровой процесс обогащаться новым содержанием. Дети осваивают умения договариваться друг с другом.
Во всех видах деятельности у детей накапливается опыт действий с предметами, различные умения. Этот опыт реализуется и закрепляется в общении. Постепенно речевое общение входит в жизнь ребенка, изменяя его поведение, влияя на познавательные процессы.
Художественная литература.
Очень важно в процессе развития малыша знакомить его с литературными произведениями, учить рассматривать иллюстрации в книге, отвечать на вопросы, связанные с ее содержанием. В результате у ребенка развивается интерес, а затем и любовь к слушанию доступных его пониманию литературных произведений. Развитие навыка слушания способствует формированию у ребенка умения следить за развитием событий в сказке, небольшом рассказе, а затем за появлением других персонажей в произведениях с большим количеством действующих лиц, за их отношениями и т.д. Эмоциональный отклик ребенка на какое-либо художественное произведение говорит о его полном восприятии этого произведения.
Знакомя ребенка с народными сказками, следует учитывать тот факт, что некоторые из них написаны в нескольких вариантах. Поэтому детям возраста 2-3 лет следует подбирать для знакомства вариант сказки со счастливым концом. Художественно-речевое обучение можно проводить в игровой форме, при этом важное место должно отводиться иллюстрациям, картинкам, игрушкам.
31 января 2011