Как заинтересовать и заставить ребенка учиться: практические советы для разного возраста
Стремление получать знания закладываются в раннем детстве, когда малыш только учится познавать мир, задает тысячу вопросов, на которые родителям отвечать лень или некогда. Не желая тратить время на разъяснения, взрослые часто выполняют работу за первоклассника: так им кажется быстрее и легче. И только в подростковом возрасте, когда на носу экзамены и поступление в вузы, а у ребенка отсутствует желание и даже просто умение учиться, они спохватываются, совершая массу ошибок. А начать нужно с главного - с разговора и выяснения причин, по которым ребенок забросил учебу.
Содержание:
- Отсутствие мотивации как главная причина плохой успеваемости
- Формирование мотивации у ребенка
- Мотивация младших школьников
- Мотивация средних и старших школьников
- Другие причины
- Общие рекомендации для родителей
- Значение профориентационной работы
Отсутствие мотивации как главная причина плохой успеваемости
Для ребенка любого возраста важным для обучения является создание мотивации. Мотивацией называют познавательные потребности, интересы и стремления, идеалы, на которые опираются в процессе получения знаний. Набор мотивов зависит от индивидуальности и врожденных особенностей психики.
Педагоги и психологи выделяют внутренние, внешние и личные мотивы обучения. Внутренние мотивы – это прямой интерес к тому, что изучают дети, основанный на их самореализации. Внешние – общение по интересам, например, при посещении каких-либо кружков или просто на перемене с друзьями. Личная мотивация – убеждения ребенка, его самоутверждение за счет полученных знаний, авторитета.
Выяснить мотивы к обучению можно из личного разговора с ребенком или с учителем, школьным психологом, вместе с которыми вырабатывается линия стимулирования к обучению. Именно на основании этих мотив и следует действовать. Требованиями, угрозами, принуждением крайне трудно заставить учиться, тем более добиться каких-то результатов.
Формирование мотивации у ребенка
Не стоит требовать от детей успешного усвоения всех школьных предметов. Если у школьника математический склад ума, не нужно заставлять его анализировать на художественном уровне литературное произведение или требовать сочинение, достойное пера классика. Напротив, ребята с гуманитарным складом ума вряд ли добьются высот в физике или химии. Заучивая формулы для контрольного тестирования, они успешно забудут их на следующий день.
Задатки ребенка следует развивать, так появится интерес к учебе по выбранному направлению. Конечно, нельзя, чтобы он полностью забросил другие предметы. Нужно постараться объяснить, что без сдачи экзамена по математике нельзя окончить школу, даже если после этого планируется поступить на филологический факультет и формулы вряд ли пригодятся.
Мотивация младших школьников
В начальной школе большую роль играет адаптация детей к учебному процессу. Бывший дошкольник еще не перестроился на новый ритм, ему бывает сложно, например, без дневного сна или сидеть без перерыва получасовой урок. Чтобы помочь адаптироваться, в школе проводят физминутки, пальчиковую гимнастику, которые помогают отвлечься и передохнуть. Дома также можно применять эти методы при выполнении домашнего задания.
Малышей обязательно нужно хвалить за каждую удачу. Говорить им о будущей профессии или экзаменах бессмысленно, этот этап еще далеко и не осознается ими, поэтому мотивировать их нужно похвалой и легким поощрением. Для скорейшего привыкания к новому режиму нужно давать ребенку отдыхать, возможно, выделить время для дневного сна. Не стоит записывать первоклассника на все возможные секции и развивающие занятия: так дети будут перегружены, уставать, и учиться ни сил, ни желания у них не останется.
Младшие школьники в большинстве своем учатся с удовольствием, и взрослым важно поддержать стремление познавать новое, не отбить своими действиями и словами желания к обучению.
Часто бывает, что ребенка трудно заставить учиться уже в первом классе. Виноватыми в большинстве случаев становятся родители, которые еще до школы «заучили» своих детей, записав их на всевозможные развивающие занятия. Бывает и наоборот: мамы не заставляют учиться в 1 классе, считая, что не стоит нагружать ребенка. Так он привыкает к лени и тому, что все можно отложить «на потом». Младшего школьника можно и нужно приучать учиться и трудиться, к самостоятельности, но делать это следует осторожно и постепенно.
Мотивация средних и старших школьников
В подростковом возрасте причиной плохой успеваемости чаще становится гормональная перестройка организма. Ребенок быстро утомляется, появляется раздражительность. Это время совпадает с наибольшими нагрузками в школе, связанными с подготовкой к экзаменам.
Нередко период плохой успеваемости совпадает с первой влюбленностью детей. Одних окрыляет чувство влюбленности, и кроме объекта воздыхания они перестают замечать что-то еще, других удручает безответная любовь, пропадает интерес не только к учебе, но и всему остальному.
Важно: Подростка следует научить разграничивать сферы жизни: учебу и будущую профессиональную деятельность, дружеские отношения и любовь. Это заставит понять, что при любых трудностях нельзя оставлять достижение цели не только сейчас, но и в будущем.
Видео: Психолог о том, как замотивировать школьников на обучение
Другие причины
Причинами, по которым дети плохо учатся, могут также быть следующие:
- Проблемы во взаимоотношениях с учителем, когда ученик игнорирует предмет или вовсе пропускает уроки.
- Непонимание цели и ценности изучения предмета. Например, многие школьники не могут понять, для чего им читать и пытаться интерпретировать литературные произведения или запоминать сложные геометрические формулы, если потом, как они считают, им это не понадобится.
- Непродуктивность учебной деятельности. Ребенок готовится к занятию, но учитель из урока в урок не опрашивает его или, как ему кажется, занижает отметки. В этом случае интерес к учебе быстро угасает.
- Нередко причина снижения успеваемости кроется во взаимоотношениях с одноклассниками. Это может быть боязнь показаться «ботаником» или же конфликт, из-за которого ребенок боится идти в школу.
- Иногда виновниками неуспеваемости становятся неврологические проблемы: рассеянность, гиперактивность.
Хорошо, если родители находят общий язык со свои чадом, им удается выяснить у него лично причину, по которой он стал учиться хуже. Но чаще дети, особенно подростки, с трудом идут на контакт, а иногда и сами не могут разобраться в себе и происходящем. В этом случае следует посетить психолога, школьного или семейного.
Общие рекомендации для родителей
От того, как будут действовать родители, во многом зависит отношение их детей к обучению. Психологи советуют собственным примером поощрять к получению новых знаний, активному образу жизни. Если замечено, что школьник потерял интерес к учебе, возможно, пришло время самим отправиться на дополнительные курсы, чтобы показать, что учиться нужно и важно в любом возрасте.
Не все одобряют пассивное просиживание выходных у телевизора, лучше взять ребенка и отправиться в поход или провести день на лыжах, коньках, попробовать себя в конном спорте. Иногда элементарная лень становится причиной плохой успеваемости, активная жизненная позиция не позволит погрузиться в обывательщину в столь юном возрасте.
Выполнение домашних работ, дополнительные занятия
При выполнении домашнего задания начинают с наиболее трудного. Для кого-то это математика, кому-то хуже дается литература или русский язык. Желательно, чтобы дети выполняли все самостоятельно, родители могут проверить, указать на ошибки, объяснить их и вместе исправить. Творческие задания (рисунки, аппликации, плетение, вязание и прочее) интересно выполнять совместно. Не стоит родителям брать эту работу полностью на себя. Такие творческие моменты очень объединяют, в это время можно провести дружескую беседу, как бы невзначай выведать пару секретиков об отношениях в классе и с учителями.
Если обучение дается тяжело, обязательно нужно помочь. У большинства родителей не хватает знаний для выполнения домашних работ по всем дисциплинам. В этом случае лучше обратиться к репетитору. Часто именно непонимание материала становится причиной снижения успеваемости. Но выполнять задание за ребенка тоже не стоит (этим грешат в особенности родители первоклашек), ведь так самостоятельность выработать будет крайне сложно.
На заметку: Педагоги не советуют сразу же после школы сажать детей за выполнение домашнего задания. Нужно дать время на обед и отдых, только потом приступать к урокам. Время наибольшей работоспособности мозга школьника, как считают психологи, - с 15 до 18 часов.
Нельзя полностью загружать ребенка, отнимая у него личное время. Некоторым мамам помог прием, подсказанный педагогом: оставить один выходной, которым ребенок распорядится на свое усмотрение. Он может провести время с родителями (не настаивать), друзьями, поиграть в компьютерные игры или пролежать целый день у телевизора (при условии, что все заданные уроки выполнены в другие дни). Кто-то находит такой подход неправильным, но он действует, и некоторые ребята усердно занимаются всю неделю ради того, чтобы сутки побездельничать на законных основаниях.
Поощрения и наказания
Важно правильно выстроить взаимоотношения с ребенком, основанные на взаимоуважении и понимании. Нельзя ругать и наказывать за ошибки, ведь не ошибается тот, кто ничего не умеет. Ошибки в любом новом деле – естественный процесс, свойственный и для взрослых, не говоря уже о детях, которые только начинают узнавать новое. Постоянные упреки надолго отобьют желание учиться.
Оценивать следует прежние и новые достижения детей, а не отметки за них. Например, ребенок за предыдущую работу получил «тройку», выполнив ее с десятью ошибками. Новая аналогичная контрольная с той же отметкой, но с меньшим количеством ошибок будет безусловным достижением, которое следует отметить, поощрить словами, тогда самооценка школьника не пострадает.
За учебу и хорошие отметки нельзя дарить подарки или обещать денежное вознаграждение. Поначалу это бывает неплохим стимулом, дети стараются, но со временем требования будут только расти, вполне возможно, что через время будет выставлен ультиматум: отличная учеба за дорогой смартфон или компьютер. Можно поощрять неделю учебы без троек походом в зоопарк или другими увлекательным времяпрепровождением.
Психологические аспекты
Многого требовать от детей нельзя. Современная программа обучения достаточно сложна, для ее освоения нужны немалые усилия и развитая сила воли, умение концентрировать внимание и отличная память. Если помимо учебы ребенок ходит на дополнительные занятия, кружки и секции, возможно переутомление и снижение познавательной активности. Как следствие, теряется интерес к обучению.
Перед сложной контрольной работой или другим испытанием детей следует поддержать. В случае неудачи нельзя акцентировать внимание на этом и тем более ругать. Неудача сама по себе действует угнетающе, особенно если ребенок действительно готовился и старался.
Родителям обязательно нужно познакомиться с классным руководителем ребенка, учителями-предметниками и школьной программой. Если есть какие-то особенности развития, поведения, мировосприятия у школьника, следует обсудить это с каждым из преподавателей.
Основной проблемой обучения, с которой борется большинство современных школ, - абстрактность и оторванность знаний от жизни, непонимание детьми, для чего эти знания нужны и в какой области могут пригодиться. Если учителям не удается справиться с актуализацией знаний по своему предмету, этим придется заняться родителям. Важно объяснить значимость образования для дальнейшего саморазвития, обучения и получения профессии. Можно сделать акцент на том, что с образованным и развитым во многих областях человеком общаться намного интереснее.
Значение профориентационной работы
В начальной школе думать о профориентации рано, но уже теперь родителям рекомендуют следить за способностями ребенка, определять его склонности и интересы. Обучение в среднем звене – время для обозначения круга интересов, акцентирования внимания на связанных с ними предметах. Детям же старших классов следует определиться с будущей профессией и усиленно заниматься именно в выбранной области, не забрасывая, однако, остальные дисциплины, чтобы хорошо сдать экзамены, что является обязательным условием для поступления в вуз.
Ребенка следует принять таким, каков он есть, и учитывать его пожелания. Если у него есть стремление и способности заниматься рисованием или петь, не стоит заставлять его ходить на развивающие занятия повышенной сложности по математике.