Как научить ребенка писать до школы и нужно ли это делать, упражнения для выработки почерка
Современные образовательные программы предъявляют высокие требования. В школу часто идет уже подготовленный ученик, который не просто умеет читать, но и уверенно держит карандаш в руке, а через пару месяцев уже выводит прописные буквы. Педагоги сходятся во мнении, что учить ребенка писать, не зная общих закономерностей написания строчных букв и их соединений, не стоит, потому что при неправильном подходе приходится переучивать. А это дополнительный стресс для первоклассника. Но подготовить дошкольника к письму и облегчить первые месяцы обучения родителям под силу.
Содержание:
- Когда приступать к обучению
- Как подготовить руку к письму
- Как научить писать буквы
- Какие прописи выбрать
- На что обратить внимание при обучении письму
Когда приступать к обучению
Уже в год малыша можно знакомить с бумагой и красками. Держать карандаш правильно он еще не сможет в силу особенностей физиологического развития, а неправильный захват придется потом корректировать. Поэтому лучшим вариантом в этом возрасте будут пальчиковые краски. Наряду с рисованием показывают, как выводить буквы и цифры, так кроха знакомится с ними и учится координировать свои действия.
Давать карандаш в руки начинают с 3-4 лет, при этом следят, чтобы ребенок держал их правильно. В это же время развивают интерес к письму, стараясь, чтобы ребенок сам захотел научиться. Для этого нужно почаще брать ручку, писать при ребенке, показывая, как это интересно: буковки складываются в слова, слова – в предложения.
В 5 лет многие дети уже знают все буквы, некоторые из них умеют читать. В этом возрасте можно учить выводить печатные буквы. Однако не все современные педагоги одобряют такой метод и советуют сразу учить писать буквы прописные.
Приступать к обучению написания прописных букв советуют не раньше 6-7 лет. До этого возраста у ребенка еще не развит механизм нервно-мышечной регуляции, они физиологически не могут координировать свои движения, соблюдать высоту и ширину букв, их местоположение на строчке. И если все предыдущие этапы вполне можно пройти дома с родителями, то последний, самый важный, лучше оставить педагогам.
Каждая буква имеет свой алгоритм написания. Если родители не имеют специальных знаний и опыта, то поставить правильное письмо они не смогут, и тогда учителю придется переучивать, а это требует дополнительных временных затрат, может стать причиной стресса и потери интереса к процессу обучения. Поэтому специалисты советуют родителям не топиться и предоставить возможность педагогам научить ребенка писать. Но вот подготовить малыша к восприятию информации, а руки – к выведению символов можно и даже необходимо.
Как подготовить руку к письму
Оптимально начинать с 2-3 лет, в это время занятия направлены на развитие мелкой моторики. Родителям следует запастись терпением, проводить занятия не реже 3 раз в неделю. Упражнения даны в порядке возрастающей сложности, к следующему приступают только после того, как получены стойкие результаты от предыдущего. При этом все время повторяют и закрепляют простые навыки:
- Перебирать крупу (фасоль, горох, рис, гречка). Стараться брать по одной крупинке и складывать в стаканчик.
- Нанизывать бусины на нитку. Начинают с крупных бусин, постепенно предлагают бусинки меньшего размера, в конце можно попробовать поработать с бисером.
- Лепка из пластилина прекрасно разрабатывает пальчики. Нужно не просто катать массу в руках, а просить смастерить снеговика (развитие умения катать шарики, «колобки»), змею, улитку и так далее.
- Вырезание ножницами. Начинают с простых: треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник. Затем переходят к кругу, овалу. После этого можно предложить вырезать простые фигурки: рыбку, домик и прочее.
- Изготовление простых оригами, аппликаций из мелких кусочков бумаги.
- Театр теней. Попросить ребенка сделать руками фигуру так, чтобы на тени получился, например, зайка, лебедь, собака.
- Обведение несложных рисунков карандашом. Можно подложить копировальную бумагу. Рисунок, который скопируется на чистый лист, просят разукрасить. Это вырабатывает силу и твердость нажатия.
- Отличным упражнением на развитие моторики считается штриховка. Малыш не просто учится держать карандаш или ручку, но контролировать силу нажатия, видеть границы, за которые штриховка не должна выходить.
Важно: Работать с мелкими предметами и ножницами следует только под присмотром взрослых.
Занятия для малышей проводят в игровой форме. При подготовке к школе 6-7-летнего ребенка лучше, если обучение будет адаптировано под школьное. Важно, чтобы обучение письму проходило за организованным местом (специальный стол, парта), необходимо следить за осанкой ребенка, за тем, как он держит ручку.
Видео: Как научить ребенка держать ручку правильно
Как научить писать буквы
Если решено обучать ребенка дома, лучше начинать сразу с прописных букв. Важно изучить методику, по которой будут проходить занятия. Начинают с простых элементов: палочек, крючков, волнистых линий, кружочков. Это готовит руку, позволяет контролировать силу нажатия, в дальнейшем – соединять отдельные элементы. Для этого лучше заниматься в специальных прописях, задания там даются в определенной последовательности, ребенок учится писать, переходя от простых элементов к сложным. Там же уделяется внимание правильному написанию прописных букв и их соединению между собой.
Параллельно дошкольника знакомят с внешним видом заглавных и строчных прописных букв. Не все они похожи на свои печатные обозначения, поэтому могут возникнуть трудности. Когда ребенок научится их различать и четко называть показанную прописную букву, можно переходить к их воспроизведению на бумаге.
Для начала лучше предложить ученику карандаш, так ему будет проще исправить свои первые ошибки. Заниматься следует не дольше 5 минут. Если ребенок просит позаниматься еще, процесс ему нравится и не доставляет неудобств, можно продлить до 10-15 минут.
Интересно: Педагоги замечают, что у ребенка получается выводить буквы тем лучше, правильнее и красивее, чем меньше времени он это делает. Через 5-7 минут рука устает, почерк теряет четкость, буквы начинают «плясать».
Если замечено, что ребенок съезжает со строчки, когда пишет, или не в ту сторону выводит буквы Е, Я, З и подобные (то есть «зеркалит»), перед началом занятия нужно несколько минут уделить работе над ориентацией на листе бумаги. Помогут следующие упражнения:
- подобрать картинки, на которых следует найти 5-10 отличий;
- под диктовку быстро рисовать точки на листе сверху, в правом углу, левом углу, снизу посередине и так далее;
- рисовать маленький круг, квадрат, треугольник, большие фигуры, средние, соотносить их размеры.
Для становления почерка первоначально используют специальные тетради с дополнительной косой линией через каждые 2-4 см. Это помогает держать правильный наклон, соблюдать нужную ширину и высоту букв.
Насчет использования специальных насадок, которые помогают правильно ставить пальцы при письме и фиксировать ручку, мнения расходятся. Одни педагоги одобряют их использование, другие советуют применять их только на начальном этапе обучения. Третьи вовсе говорят, что следует сразу приучать правильно держать обычную ручку. Пусть это займет чуть больше времени, зато потом не придется переучивать или отучать от насадок.
Эффективнее на начальном этапе показывать, как держать ручку, обхватив пальцы малыша своими и водя вместе с ним по бумаге. Так он почувствует, где нужно усилить нажим, где давить чуть слабее, где отрывать руку от бумаги, а где этого не требуется. В какой-то момент родитель отпускает свою руку, срабатывает механическая память, ребенок пишет самостоятельно.
Какие прописи выбрать
Общеразвивающие прописи включают в себя задания на постановку руки. В основном это задания на штриховку и рисование. Они подойдут для детей 3-4 лет.
Прописи для подготовки к письму детей-дошкольников направлены на развитие навыков написания печатных и прописных букв.
На что обращают внимание при покупке:
- Строчки, на которых будут писать, должны представлять собой крупную клетку или крупную линейку с косой линией.
- Способ написания букв. Выбирают прописи с указанием постановки ручки (точки) и направления (стрелочки) для прописывания буквы.
- В одной строчке буква должны повторяться 3-4 раза, потому что ребенок обращает внимание не на первую букву в строчке, а на последнюю написанную. Когда ученик дойдет до типографской буквы, например, в середине строки, ориентироваться он снова будет на правильное написание.
- Помимо элементов и самих букв, желательно, чтобы пропись содержала дополнительные игровые задания (например, найди 5 отличий), элементы рисования. Так дошкольник будет переключать внимание на другой вид деятельности и меньше уставать.
Некоторые родители рекомендуют прописи с прозрачными страницами. Такие пособия лучше выбирать для постановки руки на первых этапах обучения. Когда действия будут доведены до автоматизма, можно переходить к самостоятельному написанию.
Видео: Как выбрать пропись для дошкольника
На что обратить внимание при обучении письму
Многие педагоги сходятся во мнении, что сначала следует научить читать, а только потом – писать. Это важнейший и очень серьезный этап, поэтому должно быть оборудованное место, соответствующее всем стандартам. Не стоит проводить занятия, например, на полу. На полу можно рисовать пальчиковыми красками, раскрашивать, но не писать.
При обучении письму объясняют, что такое буквы и звуки, чем они различаются, какая буква какой звук обозначает. Ребенок должен понимать разницу между заглавными буквами и строчными, печатными и прописными.
Важно хвалить за любые успехи. Вместе в конце занятия следует рассмотреть пропись и выделить ручкой другого цвета (например, зеленой, психологи не советуют использовать красный цвет для начинающих учеников) наиболее красиво написанные буквы. Ругать, если что-то не получается, нельзя, это отобьет желание и интерес вообще что-либо делать.
Обучение письму – процесс, требующий соблюдения множества нюансов. Правильными должна быть осанка ребенка, постановка и фиксация руки. Если нет достаточных знаний и терпения проводить ежедневные занятия, доверить дело лучше специалисту, который учтет все эти особенности. Учитель работает с каждым ребенком индивидуально и следит, чтобы становление почерка происходило правильно.