Как научить ребенка считать по порядку, складывать и вычитать цифры
Многим родителям нравится, когда их ребенок выделяется в кругу сверстников, поэтому начинают обучать его практически с рождения. Не все специалисты одобряют такой подход, например, относительно чтения, но большинство сходится во мнении, что можно и нужно поддерживать и развивать естественное стремление малыша все пересчитать. Существует множество методик, традиционных и современных, которые помогут быстро научить не просто считать, называя цифры по порядку, но и совершать математические действия в уме.
Содержание:
- Когда учить детей счету
- Традиционные методики обучения
- Методика Марии Монтессори
- Методика Глена Домана
- Как учить нельзя
Когда учить детей счету
Знакомить ребенка с цифрами можно практически с рождения. Дети очень быстро все запоминают, поэтому некоторые из них уже в три года спокойно пересчитывают пальчики на руке, называя цифры по порядку. Но память в этом возрасте непроизвольная, и без тренировок малыш через время может все забыть. Поэтому считают постоянно: сколько ручек и ножек, сколько на них пальчиков, сколько съел вишенок, сколько прошел шагов.
Ребенок должен понять, что числа окружают его везде, все можно посчитать. Очень скоро он и сам начнет пересчитывать окружающие предметы. Знаний у него для этого еще маловато, не все цифры он знает, не всегда называет их по порядку, поэтому нужно внимательно следить, поправлять и подсказывать.
Научить ребенка считать и выполнять простейшие математические действия лучше до школы, потому что темп обучения в начальном звене не даст как следует разобраться в теме, в большинстве случаев ребенок не понимает материал, а зубрит его. Кроме того, ежедневные тренировки в течение 2-3 лет перед школой сделают свое дело, и малышу дальнейшие действия с числами будут даваться намного проще.
Традиционные методики обучения
В традиционном обучении соблюдается поэтапность. Перед первым занятие следует понять, какое количество предметов (например, кубиков) ребенок способен определить, не пересчитывая по одной штучке. Если он «видит» только 2-3 предмета, начинают с первого этапа, если от 5, то сразу со второго.
Обучение счету до 10
Следует подготовить 10 карточек с цифрами от 1 до 10, 10 небольших кубиков и коробочку, в которую они будут выставляться в ряд:
- Ребенку показывают карточки, где изображено определенное количество однородных предметов (мнемокарточки), и считают вместе с ним. Потом просят, чтобы он посчитал сам, но не настаивают, если не получается, снова можно посчитать вместе. Сначала карточки показывают в прямом порядке (от 1 до 10), потом в обратном и в хаотичном.
- Можно разделить этот этап на два: учить счету от 1 до 5, постепенно прибавляя по 1 цифре, дойдя до 10.
- Как только ребенок стал определять количество предметов и называть соответствующую цифру, его знакомят с графическим изображением этой цифры.
На заметку: Часто родители представляют цифры в виде веселых картинок (1 – смешная собачка, 2 – лебедь, 3 – змея), но педагоги говорят, что и буквы, и цифры следует сразу показывать в нормальном виде. Это поможет малышу воспринимать и запоминать их правильно, а не искаженно. Для лучшего зрительного восприятия цифры делают большими и яркими.
Обучение счету до 100
Здесь два метода: постоянное повторение (вслед за мамой) или же объяснение смысла и последовательности цифр. В первом случае ребенок учится неосознанно, во втором – вникает в то, как образуются числа. Специалисты склоняются ко второму способу, потому что, поняв принцип, не возникнет особых проблем со счетом до 200, 300, 1000 и далее. Нужно будет только выучить новые числа, а порядок уже усвоен.
Приступают к счету до 100 только тогда, когда ребенок хорошо и без запинки считает до 10, может посчитать в обратном порядке:
- Сначала учат именно счету, объясняя, как образуется слово, которое обозначает ту или иную цифру. Например, цифры от 11 до 19, образуются путем прибавления –надцать к уже знакомым словам, обозначающим цифры: один+надцать, две+надцать, три+надцать.
- В основном дети быстро понимают принцип счета от 20 до 100: прибавлять уже известные цифры от 1 до 9 к словам, обозначающим десятки: двадцать+один, двадцать+два и дальше. Но не следует учить слова, обозначающие десятки (двадцать, тридцать и прочие), пока ребенок не досчитает до этой цифры. Например, если он уверенно считает до 29, подсказывают цифру 30. Ребенок подхватывает и досчитывает до 39. Снова подсказывают: 40. И так до тех пор, пока малыш не остановится сам.
- Параллельно дошкольника знакомят с графическим изображением чисел, объясняют, как они образуются: 1 и рядом цифра 2 – это 12 (две+надцать), 2 и рядом цифра 1 – это 21 (двадцать один).
Ребенок должен не просто механически запомнить цифры, а понять смысл счета, почему одна цифра идет за другой, как именно образуются слова, которыми обозначены эти цифры. Если малыш сразу разберется в этом, в будущее ему будет проще запоминать и усваивать порядок при счете.
Видео: Игры от учителя начальных классов на обучение счету
Как учить складывать и вычитать
Научить таким базовым умениям, как сложение и вычитание в пределах 10, под силу родителям еще до школы. Это несложно, а предоставить материал ребенку лучше в виде игры, так будет интереснее и запомнится все гораздо быстрее.
Сначала проводят самые простые математические действия, используя однородные подручные материалы, например, небольшие кубики:
- Показывают прибавление (сложение). К одному кубику положили еще один, пусть малыш посчитает, сколько кубиков стало. Теперь к двум положили еще один, и снова считает. Потом мама убирает все кубики и кладет, например, два небольших мячика. Кроха говорит, сколько мячиков. Теперь к этим двум подкладывают еще 1 мячик, снова перечитывают. Таким образом, за одну игру разбираются примеры 1+1, 2+1. Так проводят уроки-игры на сложение, используя сначала подручные предметы, затем просят посчитать без визуального сопровождения, «в уме».
- Когда сложение чисел до 5 освоено, переходят к вычитанию, используя примерно ту же методику: из 2 лежащих на столе кубиков убирают 1 – сколько остается? От 3 мячиков забирают 1 (или сразу 2) – сколько мячиков?
- Когда ребенок будет складывать и вычитать без особых затруднений, можно дать ему задания посложнее: сложение и вычитание в одном примере. Используют сначала визуальное восприятие, все те же кубики и мячики. На столе лежит 3 кубика, к нему подкладывают 2, считают. Некоторые дети на этом этапе уже могут зрительно воспринимать количество предметов, не пересчитывая их, и это очень хорошо. Теперь от получившихся 5 кубиков убирают 3 – сколько остается?
Для каждого примера используют новые предметы (так переключается восприятие), можно всего два вида (кубики и мячики), но в новом задании они сменяют друг друга. Постепенно предметы убирают, просят посчитать мысленно, просто представляя их.
Когда ребенок более или менее свободно вычитает и складывает в пределах 5, используя ту же методику, приступают к математическим действиям в пределах 10.
Видео: Оригинальная методика обучения простым математическим действиям
Методика Марии Монтессори
Математика, по мнению итальянского врача и педагога первой половины 20 века, должна быть наглядной и увлекать. Для обучения счету от 1 до 6 по методике Монтессори предлагается использовать игральный кубик. Вместе с ребенком кубик рассматривают, подсчитывают точки на каждой из граней, затем предлагают поиграть. Кубик кидают, пересчитывают выпавшие на верхней грани точки и рядом выкладывают такое же количество камушков, предлагают посчитать камни.
Через время ребенка знакомят с графическим изображением цифр. Понадобится 6 кубиков, их ставят в ряд так, чтобы на верхней грани каждого были точки в порядке возрастания. Рядом с кубиком кладут вырезанную из бумаги цифру. Дальше можно попросить уже самостоятельно выложить количество камушков, которое будет соответствовать каждой цифре, опираясь на уже знакомые точки на кубиках.
Таким образом, ребенок соединит в своем сознании абстрактные цифры и наглядные точки и камни. Произойдет это не за одно занятие, понадобится около недели регулярных тренировок.
Для обучения счету до 10 к одному кубику подставляют второй, попутно демонстрируя правила сложения. Например, чтобы получилось 7, нужно поставить рядом кубики с точками 6 и 1, 5 и 2, 4 и 3.
Методика Глена Домана
В своей книге «Как обучить ребенка математике» Г. Доман делает упор на то, что дети видят предметы, как они есть. Если сказать пять, взрослый человек «увидит» значок, а ребенок представит количество.
Для обучения счету следует изготовить 100 карточек, на каждой из них нарисовать точки от 1 до 100. Точки должны быть одинакового размера и цвета, расположены в хаотичном порядке.
Начинать учиться по методике Домана можно уже с полугода. Ребенка знакомят с цифрами, показывая ему карточки по порядку: сначала от 1 до 5, потом от 6 до 10 и так далее. Демонстрируя карточку, громко и четко проговаривают цифру, соответствующую числу точек, и тут же ее убирают, показывают следующую. Когда цифры по порядку проговорены несколько раз, начинают их показывать вразброс. На одно занятие в среднем уходит 3 минуты, но повторяют их от 3 до 10 раз в день.
Автор методики отмечает, что дети, хоть и не говорят, но буквально впитывают в себя информацию. К тому моменту, как они начнут произносить слова, уже смогут определять, не считая, количество предметов перед ними.
Решать простые математические примеры так же предлагается с помощью карточек и соответствующих знаков.
Перед школой ребенка знакомят с числовым обозначением количества, то есть учат с ним цифры. Если следовать в таком прядке (от конкретного числового обозначения к абстрактному), обучение будет происходить гораздо быстрее и осмысленнее.
Как учить нельзя
Некоторые родители совершают ряд ошибок, от которых предостерегают педагоги. Специалисты не советуют:
- Учить вычитать и складывать по единице (5-1-1=3; 3+1+1+1=6). Этот способ хоть и действенный, но приучает считать медленно.
- Считать на пальцах. Дети обучаются так достаточно легко, но избавиться от привычки загибать пальчики бывает сложно.
- Использовать метод «линеечки», то есть отсчитывать нужные значения, используя линейку. Такой способ не дает ребенку думать и запоминать, не развивает вычислительные навыки и чем-то напоминает использование калькулятора.
Только счет в уме без применения подручных средств способен развить навыки быстрого вычисления. Кроме того, это отличная тренировка памяти и внимания, а также развитие мышления и логики.