Как научить ребенка читать по слогам легко и за короткое время
При поступлении в первый класс многие дошкольники проходят своеобразное тестирование, которое определяет, насколько они готовы к обучению. Среди прочих требований – умение читать по слогам. Современные образовательные программы предполагают обучение чтению в подготовительной группе детского сада, но не все дети посещают дошкольное учреждение. Тогда эта забота ложится на плечи родителей. Научить ребенка чтению вполне возможно самостоятельно, без помощи педагогов. Для этого следует выбрать методику, внимательно ее изучить и следовать рекомендациям автора.
Содержание:
- С какого возраста учить читать
- Основные методики обучения чтению
- Правила для успешного обучения чтению
С какого возраста учить читать
Многие родители начинают учить ребенка уже в 2-3 года. Специалисты считают, что это рано даже с точки зрения физиологических особенностей развития. Во-первых, малыш еще плохо говорит, а если и говорит, то большинство звуков не выговаривает, коверкает слова, не может выстроить связную речь. А ведь именно сформированность этих навыков является одним из важных показателей для начала обучения.
Во-вторых, в 2-3 года непроизвольная память преобладает над произвольной, ребенок действительно запоминает и воспроизводит все очень быстро, но сохраняет информацию недлительно. Если занятия будут регулярными и постоянными, то малыш будет читать предложенные слова и даже предложения, но стоит оставить занятия недели на две и больше (например, по причине болезни), то пройденный материал будет снова даваться с трудом.
В этом возрасте можно начинать в игровой форме учить с ребенком буквы: показывать их на кубиках, чертить на песке, выкладывать из камушков.
Понять, что ребенок готов к обучению чтению, можно по следующим признакам:
- Малыш выговаривает все буквы, говорит цельными предложениями, его высказывания логически выстроены.
- Понимает прочитанный текст и может пересказать его. Способен построить свое высказывание из нескольких предложений, используя при этом все части речи.
- Знает, что такое звуки и буквы, понимает их значение, умеет отличать друг от друга. Видит и показывает буквы, обозначающие звук в любой части слова, может на слух определить, где находится названный звук (начало слова, его середина или конец).
- Хорошо ориентируется в пространстве, легко показывает лево-право, верх-низ. Без этого навыка малыш будет путать похожие буквы (Э-З, Э-Е, З-Е, Ц-Щ) или пробовать читать справа налево.
Эти навыки формируются у ребенка к 5-6 годам, именно этот возраст и считается оптимальным для обучения чтению. Некоторые дети сами выражают заинтересованность поскорее сесть за книгу, с такими ребятишками можно начинать заниматься раньше.
Важно: У ребенка не должно быть серьезных логопедических проблем. Допустимо, что детки 5-6 лет еще не выговаривают [р], но остальные звуки должны быть поставлены. Если «западает» несколько звуков сразу, научить читать ребенка будет очень сложно. Нужно сначала обратиться к логопеду, чтобы исправить произношение.
Основные методики обучения чтению
Первое, что должен сделать родитель, задумавшийся об обучении ребенка чтению, - выбрать методику и строго ей следовать. Нужно изучить все нюансы, просмотреть учебник или рабочие материалы (кубики, таблицы, карточки), оценить свои силы и подготовку ребенка. Например, если малыш еще не знает все буквы (звуки), начинать обучение лучше по классической методике. Здесь дошкольник знакомится с буквами и звуками речи, практически сразу ему предлагается соединять их в слоги.
Если родители выбрали ранее развитие, ребенок знает буквы с 3 лет, то уже в этом возрасте можно попробовать с ним современные методики обучения чтению Зайцева или Чаплыгина. Есть и программы, рассчитанные на детей практически с рождения (методика Глена Домана).
Классическая методика
До сих пор остается предпочтительной методикой для обучения чтению, именно по ней проводят занятия в большинстве школ. Классический метод заложен в основу уникальной методики Надежды Жуковой, по разработанному ею букварю успешно занимаются первоклашки уже не одно десятилетие. В 2005 году «Букварь» Жуковой получил звание «Классический учебник». Учебник хорош еще и тем, что внизу на каждой странице даны подсказки для учителей и родителей, как проводить занятие, на что обратить особое внимание.
Приступать к чтению можно, не зная еще всех букв, знакомя с ними в процессе обучения. На каждом занятии ребенок узнает по одной новой букве (звуку), учится находить ее в слове. Уже на 3-4 занятии предлагается составить первые слоги, которые получаются из изученных звуков.
Основные правила обучения, на которые должны обратить внимание родители, сводятся к следующему:
- Сразу дается разграничение понятий звук и буква: звуки говорят, буквы – пишут. Звуки следует произносить правильно: [р] (не «эр», тем более не «рэ»), [х] (не «ха» и не «хэ»), [п], [с] и так далее.
- Складывать звуки начинают на четвертом занятии. Очень важно правильно преподнести это умение. В букваре Н. С. Жуковой это показано наглядно: человечек бежит от одной буквы к другой. То есть произносить первый звук нужно до тех пор, пока он не соединится со вторым.
- После того, как научится соединять два гласных (ау, уа), добавляются согласные звуки. Очень важен порядок. Сначала следует научить ребенка читать зарытые слоги (состоящие из гласной-согласной): ам-ум-ом, ас-ус-ос, только потом открытые (согласный-гласный): ма-му, са-су-со.
- Конечно, ребенку интереснее читать, когда он понимает, что он прочитал слово. Как только малыш освоит правила образования слогов, можно предложить ему прочитать односложные слова: кот-код, сок-сук, дом-том.
- Когда ребенок без запинки станет прочитывать односложные слова, ему дают слова, состоящие из одинаковых слогов: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя. За ними следуют другие двусложные слова: са-ма, о-са, у-хо, му-ха и т. д.
- Только после того, как дошкольник научился уверенно читать одно- и двусложные слова, приступают к упражнениям на чтение слогов, состоящих из трех звуков с первыми двумя согласными: мра-мро-мру, сма-сха, смо-хмо, сму-хму.
- Постепенно к прочтению предлагаются все более сложные слова, состоящие из трех и более слогов: мо-ло-ко, ко-ро-ва, со-ба-ка, со-ро-ка, му-хо-мор.
Не стоит переходить с ребенком к предложениям до тех пор, пока он не станет понимать, какое слово он прочитал. Дело в том, что некоторые дети могут хорошо читать по слогам, но совершенно не понимать смысла прочитанного, слова они складывают автоматически. После прочтения одного слова на первых порах нужно обязательно остановиться и попросить, чтобы дошкольник проговорил сам слово, которое только что прочитал.
После того, как ребенок научился складывать слоги, нужно учить его эти слоги составлять самостоятельно. Как правило, к этому времени дошкольник еще не умеет писать, поэтому для занятий подойдет магнитная азбука, кубики с буквами, самостоятельно подготовленные карточки. Некоторые родители учат деток писать печатными буквами, тогда можно, чтобы они сами писали слоги.
На заметку: Все чаще можно услышать мнение современных педагогов, что не нужно приучать ребенка писать печатными буквами, лучше сразу практиковаться в написании прописных. Эти занятия следует доверить педагогу, потому как без определенных знаний в соединении элементов букв между собой правильно поставить почерк не получится.
Видео: Главные правила обучения чтению по методике Жуковой
Кубики Зайцева
Большинство методик предполагает изучение по одной букве (звуку), которые потом складываются в слоги. Кубики Зайцева – это готовые склады, которые нельзя путать со слогами. Например, в слове ПАПА – 2 склада и 2 слога, а в слове СЛОН – 3 склада (С-ЛО-Н), но 1 слог. Склады нанесены на плоскости кубиков.
Предполагается, что ребенок в процессе игры запоминает склады и легко узнает их потом в таблице (приложение к кубикам) и в дальнейшем при чтении слов в книгах и пособиях. Кроме того, уже с первых дней обучения происходит освоение понятий мягкие – твердые, глухие – звонкие согласные, ведь кубики различаются по своим размерам и характеристикам (есть мягкие и твердые кубики, с металлическим и деревянным наполнителем, всего по 46 признакам).
Одним из минусов такой методики считается как раз отсутствие понятия «слог», которое от ребенка рано или поздно потребуют в школе. Сложно будет переучить первоклашку делить слова не на склады, а на слоги, еще сложнее – выделять части слова (приставку, корень, окончание и так далее).
Кубики Чаплыгина
Это динамические кубики. По два кубика соединены между собой, их можно крутить и составлять слоги, соединять с другими динамическими кубиками, образуя слова.
К кубикам прилагается инструкция-подсказка для родителей. Это своеобразные конспекты занятий, которые помогут научить ребенка читать. Автор методики утверждает, что на обучение уйдет всего 3 дня. По отзывам родителей, детям интересно учиться в игре, но уходит на это гораздо больше времени.
Правила для успешного обучения чтению
Грамотные педагоги, не один год отработавшие в школе, знают все правила и нюансы, помогающие или, напротив, мешающие научить читать за короткое время. Первое и самое главное – это регулярность. Если занятия проводятся дома, нужно настроиться, что по времени это всего 10 минут, но ежедневно или хотя бы через день.
Чтобы ребенку легче было соединять звуки, его учат их пропевать. Такой метод действительно работает, и малыш чуть быстрее учится соединять звуки в слоги, а далее – в слова. Но есть и существенный минус: ребенок приучается петь при чтении настолько, что потом ему очень трудно перейти на нормальный темп. Педагоги уверяют, что лучше сразу учить читать в нормальном темпе и ритме речи. Пусть это займет больше времени, зато потом не придется переучивать, что является дополнительным стрессом.
Приступая к чтению текстов, для начала лучше выбирать сказки с повторяющимся сюжетом: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и прочие. Так ребенок учится видеть слова, которые встречаются по несколько раз. Эти слова он запоминает и легко читает, когда они встречаются в других текстах.
Первые книги для самостоятельного чтения выбирают с крупным шрифтом, желательно такие, где слова поделены на слоги. Читая текст, очень важно делать перерывы после каждого прочитанного абзаца и пересказывать его. Нужно добиваться, чтобы с самого начала чтение было не механическим, а осмысленным.
Особое внимание уделяют знакам препинания. Ребенок должен понимать, что так разделены смысловые части предложения, делать паузы, при этом после завершающих знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знаков) пауза будет дольше, чем после выделительных (запятых).
Важно: Не нужно начинать обучение чтению с алфавита. Порядок букв и их правильное название в данном случае неважно. В начальной школе учитель знакомит с алфавитом после того, как многие уже умеют читать.