Почему ребенок не слушается и что делать. Советы специалистов для разного возраста
Даже самые спокойные дети время от времени показывают характер, пытаясь отстоять свое мнение. Другие ведут себя так практически постоянно, пропуская мимо ушей все, что говорят взрослые. Зачастую непослушание приводит к конфликтам с родителями и с окружающими людьми, даже к опасным ситуациям. И если деток помладше еще можно «перевоспитать», то с подростком справиться гораздо сложнее. Поэтому специалисты советуют не пускать проблему на самотек, а разобраться в ее причинах и постараться исправить ситуацию.
Содержание:
- Почему ребенок не слушается
- Дети 1-3 лет
- Дети 4-5 лет
- Дети 6-7 лет
- Дети после 8 лет и подростки
- Причины, характерные для любого возраста
- Как реагировать, когда ребенок не слушается
- Общие рекомендации для всех возрастов
Почему ребенок не слушается
Как правило, изменения в поведении происходят в кризисные периоды жизни (1 и 3, 5 и 7 лет, подростковый период). Это своего рода переходные моменты, когда появляются новые способности, происходит изменение детского мировосприятия. Ребенок пытается настоять на своем, и если это противоречит мнению взрослых, то чаще всего обходит его стороной, не слушается.
Доктор Комаровский отмечает, что воспитанием ребенка следует заниматься в идеале с самого рождения, но никак не позднее 2 лет, потому что отсутствие последовательных требований, ограничений и запретов часто ведет к проблемному поведению уже с 3-4 лет, и тогда ошибки исправлять бывает гораздо сложнее.
В каждом возрасте существуют свои причины непослушания, но есть и общие предпосылки. Оставлять ситуацию без внимания нельзя, потому что очень редко все разрешатся само по себе, в основном простое непослушание принимает крайние меры, и в подростковом возрасте ребенок становится неуправляемым.
Дети 1-3 лет
Для этого периода характерно демонстрация опасного поведения и истерики с целью получения желаемого.
Нарушение запретов, которые выставляют родители, чтобы оградить ребенка от опасности, является естественной потребностью малыша к познанию мира. Сколько бы мама ни говорила, что опасно хватать острые предметы, забираться на высоту, ребенок из раза в раз продолжает это делать, игнорируя запреты. Более того, запреты вызывают негодование, иногда агрессию.
Ребенок не хочет одеваться и садиться за стол, когда ему говорят это сделать, кричит и дерется, когда его пытаются забрать с прогулки. Малыш начинает осознавать себя отдельно, как личность, отстоять свое мнение, именно поэтому любые запреты встречают протест и желание сделать наоборот, по-своему. Чаще всего к 5 годам такое поведение проходит.
Если хоть раз ребенок попробовал устроить истерику, и она увенчалась успехом, то есть он получил желаемое, то в последующем этот метод будет применен им обязательно. Если всегда послушный ребенок вдруг стал капризничать, потому что ему что-то не купили, лучше всего оставить это без внимания, после объяснив, что такими методами он ничего не добьется.
Видео: Почему дети 2-3 лет игнорируют родителей
Дети 4-5 лет
Вообще, 5 лет считается «золотым» возрастом. Ребенок миновал первый переходный период, но еще не достиг второго, поэтому чаще всего малыш покладист и послушен. Если же в поведении пятилетки преобладает протест, дело, скорее всего, в привлечении внимания взрослого. Возможно, родители проводят с ребенком слишком мало времени, редко хвалят его, да и просто не проявляют эмоций.
Ребенок в 5 лет еще очень привязан к маме, и ему важно чувствовать ее любовь и заботу. Если же он не получает этого, то старается сделать что-то, чтобы она отвлеклась от дел и обратила внимание на него. И лучшим методом является непослушание, ведь тогда родители сразу все свое внимание, пусть и негативное, переключают на ребенка. Очень быстро такое поведение становится привычкой.
Конечно, не все могут проводить время с детьми круглосуточно, поэтому нужно поговорить, объяснить, что, помимо игр, существуют работа и домашние обязанности, которые, кстати, они вполне уже могут разделить с мамой. Перед сном выделить час на чтение книг, спокойные игры и душевные разговоры, а в воскресенье пойти в парк.
Дети 6-7 лет
Это возраст очередного переходного периода, когда ребенок-дошкольник становится школьником. Резкая смена обстановки (детсадовской на школьную) и возросшие нагрузки приводят к физическому и психологическому переутомлению. В этот момент важно поддержать ребенка, стараться во всем ему помогать, а не отмахиваться, повторяя, что он «уже взрослый», «школьник», «все должен делать сам».
Часто родителям приходится сталкиваться с агрессивным поведением. Стоит задуматься и, возможно, посетить психолога в следующих случаях:
- при излишнем подражании взрослым (часто такое бывает, если ребенка чрезмерно опекают или он общается с детьми старше себя);
- если ребенок грубит и передразнивает взрослых слишком часто;
- при игнорировании любых просьб и требований, включая самые безобидные и естественные (умыться, убрать за собой со стола, помочь по дому);
- ребенок постоянно злится, швыряет вещи, ломает игрушки и предметы, кричит, дерется или кусается, если у него что-то не получается или в ответ на обращенные к нему слова.
Родителям следует быть очень сдержанными, но настойчивыми, добиваться того, чтобы их просьба была выполнена. Делать это следует не через крики и наказания, в этом возрасте с ребенком вполне можно договориться.
К семилетнему ребенку следует относиться уже как к полноценному члену семьи, с мнением которого считаются, у которого есть право выбора.
Дети после 8 лет и подростки
С 8 до 10-12 лет большинство детей спокойны и уравновешены. Если происходят какие-то конфликты, то они единичны. Если же это происходит систематически, то родителям следует искать причину: смена места жительства или школы, конфликты в семье, развод родителей, ссора с друзьями и другие.
С подростками все сложнее. В подростковом возрасте происходит гормональная перестройка организма, чувства обострены, поэтому даже, казалось бы, мелочь способна вызвать бурю эмоций, негодования и протеста.
Основные причины подросткового непослушания психологи выделяют следующие:
- агрессивное поведение родителей или окружающих людей, конфликты в семье или с одноклассниками;
- появление еще одного ребенка, которому, по мнению подростка, уделяется больше времени и внимания;
- повторные браки родителей;
- трудности в восприятии школьной программы;
- загруженность в школе и насыщенная внешкольная деятельность (общественная, кружки и секции);
- одаренность либо, напротив, ограниченные возможности, делающие ребенка не похожим на сверстников;
- первые симпатии и влюбленность, первые неудачи в отношениях с противоположным полом.
Конечно, причин намного больше, иногда они бывают непонятны даже самому подростку. Именно поэтому так важен контакт с ребенком, его доверие родителям.
Если не слушается подросток, можно попробовать поговорить с ним, разговор должен быть без агрессии, ребенок должен чувствовать поддержку и искреннее участие. Важно смотреть в глаза, говорить спокойно и уверенно. Это необходимо в любых ситуациях, даже когда любимое чадо дерзит и огрызается.
Если не удалось установить контакт, можно подключить взрослого или сверстника, которому доверяет ребенок, обратиться к школьному психологу. Самое главное – выяснить причину и устранить ее, без этого дальнейшие действия будут сильно затруднены.
Для подростка важно, чтобы ему доверяли, а не следили за каждым шагом и контролировали каждое действие. Если есть причины для недоверия, тогда допустимы некоторые рамки, например, временные (прийти домой не позднее 21.00) или территориальные (знать, где находится ребенок).
Видео: Психолог о том, как наладить отношения с подростком
Причины, характерные для любого возраста
Слишком много запретов и ограничений. Бунт и непослушание – естественная реакция на постоянные «нельзя», ведь ребенку важно доказать свою значимость и независимость, и однажды он сделает по-своему, наперекор родителям.
Непоследовательные действия родителей. Часто ребенка наказывают за то, что, например, вчера не было запретом. Следует строго проговаривать правила и ограничения. Если какие-то действия не были оговорены, значит, они и не нарушались, следовательно, наказывать ребенка не за что.
Вседозволенность. Воспитание по теории вседозволенности, как и постоянные ограничения, приводя к тому, что ребенок, встретив запрет от родителей, не воспринимает их слова всерьез.
Различные требования со стороны отца, матери и других родственников. Такое встречается достаточно часто. Если, например, отец выдвигает какие-то требования к поведению ребенка, мать считает их чрезмерно жесткими и иногда дает послабления. Это приведет к тому, что рано или поздно некоторые требования отца будут проигнорированы.
Непризнание взрослыми детской личности. Многие родители думают, что ребенок и в 10 лет имеет прав не больше годовалого малыша, пытаются решать все за него: какой костюм надеть в школу, на какие кружки и секции записываться. В итоге можно получить протестное поведение не только по конфликтным вопросам. Пытаясь отстоять право на свое мнение, ребенок практически во всем будет идти наперекор, иногда решения его будут абсурдны.
Конфликтные ситуации в семье. Выяснение отношений между взрослыми часто происходит при ребенке. Пытаясь отвлечь взрослых или как-то обратить внимание на себя, дети начинают совершать сначала мелкие шалости, которые перерастают в серьёзные проступки. Цель достигнута: родители отвлеклись от ссоры и переключились на него.
Как реагировать, когда ребенок не слушается
Речь идет именно о непослушании, а не об отклонениях в поведении (девиантном поведении, синдроме гиперактивности). В последнем случае без помощи психолога не обойтись.
Если ребенок демонстрирует поведение, опасное для него самого и окружающих, следует понимать, что он не всегда видит степень опасности. Следует ввести систему жестких рамок, при этом сразу оговорить, почему существуют данные запреты. Другими словами, не просто сказать, что нельзя брать нож/ножницы, залезать на высоту без присмотра взрослых, а детально объяснить, чем это чревато.
Для предотвращения опасных ситуаций психологи советуют применять стоп-слова, услышав которые ребенок рефлекторно остановится на пару секунд. Этих секунд бывает достаточно, чтобы предотвратить беду. Стоп-словами в данном случае не должно выступать слово «нельзя», потому что ребенок слышит его часто и уже не реагирует на него, лучше выбрать слова «стоп», «стой», «опасно».
В некоторых случаях можно дать ощутить ребенку, почему ему запрещают те или иные действия. Например, если он хочет потрогать кактус, нужно сказать ему, что это больно. Скорее всего, кроха не послушается, тогда не нужно его останавливать, пусть прикоснется. Уколовшись и почувствовав боль, он в следующий раз уже прислушается к взрослым.
Когда родители понимают, что ребенок не слушается и делает наперекор, выражая тем самым протест, стремясь получить больше свободы, стоит уменьшить свою опеку и дать ему право выбора. Конечно, нельзя предоставить полную свободу в 5, 8 и даже 12 лет, но выбрать, например, как провести свое свободное время он вполне может. Бывают ситуации, когда ребенку очень уж хочется воплотить в жизнь какую-то идею, которая кажется абсурдной. Если видно, что запрет приведет к конфликту, можно пустить ситуацию на самотек, пусть он сам примет решение и осуществит его. Вдруг получится. А если нет – будет понимание, что к словам старших стоит прислушиваться.
В ситуациях, когда ребенок не слушается и мешает окружающим, следует для начала объяснить, что есть правила поведения в общественных местах, нарушать которые культурные люди себе не позволяют. Чаще все в 4-5 лет такие объяснения не помогают, и малыш продолжает кричать или бегать, не обращая внимания на слова родителей.
Привести таких детей в чувства помогают посторонние люди, говоря о том, что так себя вести нельзя и некрасиво. Видя, что не только мама так думает, ребенок успокаивается. Только проходит такое не со всеми детьми. Если ребенок не просто не слушается, а старается сделать назло, следует вывести или совсем увести его. Особенно действует это, когда плохое поведение проявляется в кафе, кино, других местах, где ребенку интересно.
Важно: Если уж родители стали уводить ребенка после нескольких предупреждений, поддаваться на уговоры, прощать «последний раз» нельзя. Маленькие манипуляторы прекрасно понимают, что маме в данном случае самой не хочется уходить, она уже заплатила за билет или заказ или что-то подобное. Скорее всего, через 5-10 минут он забудет об обещании.
Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок их игнорирует. Нередко так делают не со зла. Возможно, малыш был слишком занят и действительно не услышал просьбу или не смог быстро переключиться. А некоторые дети живут в своем мире, и взрослым приходится не раз повторять, чтобы «вытянуть» их в реальность. В некоторых случаях это один из признаков аутизма. Такая особенность считается спутником одаренных детей, которые держат в мыслях множество идей и не сразу могут отвлечься от них. Ребенка нельзя одергивать или кричать, нужно погладить его, привлекая к себе внимание.
Общие рекомендации для всех возрастов
Доктор Комаровский считает, что ребенок не слушается в двух случаях: если с раннего детства он не знал запретов или если этих запретов было слишком много. В первом случае он будет добиваться своего истериками при первом же «нельзя», во втором случае – пытаться отстоять свое мнение.
Вот лишь некоторые советы, которые опробованы родителями и действительно имели положительные результаты:
- Сократить количество запретов, запрещать только то, что нельзя на самом деле. Если выполнить, дать, сделать то, о чем просит ребенок возможно, то лучше прислушаться к желанию чада. Это неплохой метод, помогающий осознать, что запрет от родителей последует только тогда, когда на самом деле «нельзя», а не каждый раз, как он о чем-то просит.
- Свои слова не нужно повторять много раз. Следует приучить, что мама или папа говорят, предупреждают один-два раза. При непослушании следует дисциплинарная мера, которую впоследствии нужно объяснить (мы ушли с площадки, потому что ты мешал играть другим детям).
- Психологи советуют избегать в разговоре с детьми, особенно младшего возраста, частицы НЕ, объясняя это тем, что они еще не воспринимают ее в речи, а слова мамы с НЕ слышат как побуждение к действию: НЕ бегай – и малыш побежал, НЕ бери острый предмет – и ребенок его точно возьмет. Чтобы малыш услышал, лучше сказать «иди спокойно, здесь можно упасть», «положи ножницы, иначе порежешься».
- При детских истериках нет смысла взывать к разуму, ребенок все равно в этот момент никого не слышит. Самое лучшее, что можно сделать – обнять и успокоить, увести с места, где произошла истерика, отвлечь.
- Очень важно быть последовательным в требованиях, всегда выполнять свои обещания. Такое поведение родителей служит примером, учит отвечать за свои слова и поступки.
- Общаться с детьми следует как можно больше. Это не только выполнение уроков, но и познавательные и подвижные игры, чтение книг, посещение выставок и других мероприятий.
- Мамам и папам следует подготовиться, что их ребенок взрослеет, и предоставить ему больше свободы. В то же время важно быть заинтересованным его миром и окружением, его планами и успехами. Для родителей это будет своего рода контролем, а ребенок, видя искренний интерес взрослых, станет им больше доверять.
- Если ребенок, независимо от возраста, не слушается после многочисленных попыток наладить контакт, лучше посетить детского или семейного психолога. Он подскажет выход из сложившейся ситуации, даст рекомендации. Вполне возможно, что за таким поведением скрыты более серьезные причины, и ситуация будет только усугубляться.
Воспитание – это не только требования, но и благодарность, похвала, одобрение. Помимо приказов и запретов, ребенок должен слышать ласковые слова, обращенные к нему. Любое самое маленькое достижение должно быть отмечено, а вслед за выполненной просьбой последовать «спасибо». В тоже время специалисты предостерегают от слишком приятельских отношений между детьми и родителями, велика вероятность, что ребенок будет воспринимать маму и папу как своего ровесника, и тогда об уважении говорить не приходится.
Практически все современные педагоги и психологи сходятся во мнении, что физическое наказание ребенка любого возраста недопустимо: нельзя, чтобы с детства укрепилось сознание, что прав тот, кто сильнее. И без рукоприкладства достаточно мер воздействия, самыми эффективными среди которых является временное ограничение, например, в сладостях, развлечениях, новых игах и игрушках. Главное здесь – это своевременность. Нельзя лишать малыша мультиков вечером, если он провинился с утра.